А.И. Попов

Удивительная находка

Введение

 

       12 апреля 1961г состоялся полёт Юрия Гагарина. Тяжело переживали американцы это событие. Сенатор Д. Ф. Кеннеди, вскоре ставший президентом США (илл.1), сказал: «Народы мира были свидетелями того, что Советский Союз первым проник в космос. Его спутники первыми облетели вокруг Луны и вокруг Солнца. Они сделали вывод, что Советский Союз идёт в гору, а мы топчемся на месте. Я считаю, что нам пора изменить это мнение» [1].

 

Илл.1.  Джон Ф. Кеннеди, президент США (1961-1963 г.г.). 25 мая 1961 г заявил, что американцы будут первыми на Луне.

 

 

 

 

 

25 мая 1961 года президент Кеннеди заявил, что к концу 60-х годов США осуществят высадку человека на Луне.

          Началась лунная гонка. СССР не смог послать человека на Луну, а США  в 1969-1972 годах шесть раз сообщили о высадках своих астронавтов на Луне. Для этого осуществлялась специальная программа "Аполлон" (“Apollo”). Она выполнялась под руководством НАСА (National Aeronautics and Space AdministrationNASA – национальная администрация по аэронавтике и космосу).

       После победы США десятки (если не сотни) исследователей вновь и вновь изучали те свидетельства, которые предъявила НАСА в доказательство того, что американские астронавты были на Луне. И постепенно окрепло мнение, что американцы мистифицировали полёты на Луну. Читатель может подробно познакомиться с этой версией по книгам[1,2], где в свою очередь имеется обзор предшествующих работ.  По мнению ряда авторов[2-4] мистификация полётов на Луну не состоялась бы без определенного содействия со стороны высоких советских кругов. В данной статье рассказывается об интересном событии времён лунной гонки, которое подтверждает эту точку зрения.

 

1. Красноречивое молчание

 

       На рубеже 1967-1968 г.г. США сообщили о создании лунной ракеты «Сатурн-5». Вместе с кораблём «Аполлон» она якобы могла обеспечить высадку астронавтов на Луне.  Речь ниже пойдёт о командном модуле этого корабля, часто называемым также капсулой. Эта капсула вместе с прилегающими элементами показана на илл.2[1].

 

Илл.2. Схема ракеты «Сатурн-5» в сборе с кораблём «Аполлон»

I, II и III - ступени ракеты; головная часть: 1 - система аварийного спасения, 2 - командный модуль (капсула), 3,4 – другие части «лунного» корабля

 

Согласно НАСА, после полёта к Луне в акваторию Тихого океана возвращалась только эта капсула с астронавтами. Чтобы не сгореть при входе в атмосферу Земли со второй космической скоростью (11 км/с), она покрыта слоем теплозащиты. И вот такую капсулу, совершенно пустую и без теплозащиты, в 1970 году находят советские моряки в Бискайском заливе в водах Атлантики. Капсулу возвращают в США (илл.3). 

        «8 сентября 1970 г в Советской гавани Мурманска экипажу ледокола США «Southwind»  в торжественной обстановке был передан командный модуль Apollo, «выловленный советским рыболовным траулером в Бискайском заливе»! При этом в секретном порту Мурманска оказались венгерские журналисты с фотоаппаратами. Капсулу загрузили и «Southwind» ушел» [5-5].

              При этом общественности о событии ничего не сообщалось ни его непосредственными участниками, то есть советской и американской сторонами, ни свидетелями церемонии передачи - венграми[2-8]. Только через 11 лет после события в венгерской книге[7]  появились те уникальные фотографии, которые показаны на илл.3. Широкой известности эта книга не получила, и удивительное событие почти 40 лет оно оставалось практически неизвестным. И лишь в последнее время благодаря настойчивости тех же венгров и возможностям интернета, история стала приобретать огласку[6]. «Началось все с того[5],  что на имя Марка Вейда, создателя и хранителя "Энциклопедии Космонавтики"[9] пришло письмо от одного венгра, где он указывал, что сей абсолютно секретный снимок опубликован двадцать пять лет назад в венгерской книге[7]. Озадаченный Вейд решил провести свое собственное расследование, поскольку ни один из западных источников никогда не упоминал об этом факте.

Илл.3. Слева: передача капсулы  Apollo в порту Мурманска американским морякам;

Справа: погрузка капсулы на американский корабль.

Фото: Венгерское Агентство новостей. 8 сентября 1970г. Впервые опубликовано через 11 лет после события в 1981 г [7].

 

            «Специалисты ЦКБМ ездили в Мурманск посмотреть на этот «подарок судьбы»... В общем, это был металлический, очень хорошо сделанный из толстого оцинкованного железа, без следов коррозии макет командного модуля Apollo.  Все было предельно просто. К сожалению, до нас дошел только комплект светового поискового маяка с оригинальной оптической схемой остекления фонаря. Даже теплозащита никак не имитировалась» [8].

        (ЦКБМ – Центральное конструкторское бюро машиностроения, Ленинград – Санкт-Петербург, А.П.). Таковы основные факты. Обратим внимание на важное обстоятельство: советские моряки нашли не полноценную капсулу, то есть кабину космического корабля, а её макет. Ниже для краткости изложения часто пишется просто «капсула», но при этом читатель не должен забывать, что речь идёт о макете капсулы, в некотором роде большом и пустом оцинкованном «космическом ведре». Сами американцы называют его «котельным железом» (boilerplate или сокращённо BP).

         Ясно, что для США  потеря макета была событием неприятным, тем более что макет попал в руки соперника.  Но почему факт потери, находки и возвращения пустого макета был так засекречен обеими сторонами? В тогдашней истории США были потери и, казалось бы, гораздо более значимые, но, тем не менее, не засекреченные. Например, за четыре года  до описываемых событий 17 января 1966 года стратегический бомбардировщик США обронил у побережья Испании 4 водородных бомбы общей мощностью 1250 «хиросим». Вот уж событие страшное для всей Европы. Но об этой потере американцы и тогда сообщали (автор помнит публикации газет), а сейчас расписывают во всех подробностях и с иллюстрациями[10]. А об истории с потерей макета американцы молчали почти 40 лет, из них более 20 лет уже после того, как венгры о нём «проболтались». Следовательно, огласка события попадания в чужие руки пустого макета капсулы от корабля «Аполлон» почему-то грозила США международным скандалом, движущие причины которого пока нам не ясны.

       Но при наличии двух участников события (США потеряли, а «Советы» нашли») сохранить тайну невозможно без согласия на это обеих сторон. Для СССР находка капсулы была событием удивительным и, конечно, приятным. Автор не может вспомнить второго такого случая из истории космической эры. У СССР в связи с этой находкой открывалось много пропагандистских возможностей. Можно было обыграть проявление доброй воли советской стороной, вернувшей капсулу США. Можно было просто «щёлкнуть по носу» опростоволосившегося соперника. Наконец, можно было раздуть тот самый скандал, которого так боялись США. Находка, по существу, становилась, хотя бы на время, козырной картой в руках «Советов». Но вместо этого СССР, явно идя навстречу США, берёт на себя обет молчания и тем самым снимает для США угрозу какого-то неприятного разоблачения. Очевидно, что за это американцы обещали СССР какую-то существенную «оплату».

        Известно, что американцы - это такие партнёры, которые выполняют свои обязательства только тогда, когда они не могут от этого уклониться. Получив капсулу, они вполне могли вскоре повести себя так, как будто ничего случившегося и не было, и забыть о том, что обещано СССР в качестве платы за молчание. И чтобы подстраховаться от такой возможности «Советы» приглашают на церемонию передачи журналистов из Венгерского агентства новостей. Сторонние свидетели – принятая форма при сделках между партнёрами, не доверяющими друг другу. Венгры своим третейским присутствием, и своими фотоаппаратами зафиксировали факт передачи. Это были надёжные с точки зрения СССР свидетели, потому что в то время Венгрия была социалистической страной и союзником СССР. Обет молчания венгерские журналисты исполняли целых 11 лет.

        Таким образом, только из одного факта совместного молчания обеих сторон следует, что не позднее, чем к концу 1970 года между СССР и США существовала совершенно секретная договорённость относительно неких скрываемых от общественности обстоятельств американской лунной программы.

       Молчание сторон оказалось весьма красноречивым. Оно сделало очевидным наличие договорённости. Но какого же рода скандал мог грозить США в случае предания этой истории полной гласности? Пока ясно только одно: раз засекречена находка макета капсулы Apollo, то и возможный скандал связан с каким-то большим обманом в рамках программы «Аполлон».  Попробуем сами догадаться об этом в свете некоторых других фактов.

 

2. Почему так секретны дата потери и дата находки?

 

       Известно, что НАСА скрупулёзна в хронике самых мелких событий, касающейся её разработок. Будь то небольшой лунный автомат «Сервейер» или гигант «Сатурн-5», Вы найдёте в их хрониках[9] даже записи об отдельных совещаниях, проходивших более 40 лет назад. История с капсулой – событие уникальное и, наверняка, документирована в анналах НАСА. Ссылки «Credit NASA» стоят на  большинстве материалов энциклопедия М. Вейда.

        Казалось бы, что стоило «озадаченному» Вейду обратиться в НАСА и получить там разъяснения? Но он ищет свидетелей через интернет. В ответ моряки «Southwind» прислали Вейду 17 снимков с видами Мурманска, квитанции на получение советских рублей, снимки капсулы на борту их ледокола, белых медведей и других приключений в Арктике. К медведям Вейд добавляет 4 фотографии  капсул «Аполлон», экспонируемых в американских музеях (из них три - совершенно одинаковые).  Как будто эти музейные экспонаты сделают тёмную историю более ясной (илл.4).

 

   

Илл.4. Как Вейд «раздувает» объём статьи.

 

      В итоге получилась статья на 10 страниц с 27 фотографиями, в которой Вейд сумел почти ничего не добавить существенного к тому, что сообщили венгры. Такая словоохотливость – характерная черта американской системы секретности, когда сокрытие важной информации маскируется массой сопутствующих материалов[1].

       Обратим внимание на то, что дата находки это как бы особо важный секрет внутри секретной истории. В приведённой выше информации указано место, но не указана дата находки, хотя любое событие отмечают и местом, и временем. Сообщили ли «Советы» дату находки американцам, неизвестно. Но раз американцы теряли, то они знают дату потери. Американцы любят представлять себя открытым обществом, так может быть, они её и сообщат? Но Вейд даёт очень расплывчатую информацию в том, что касается срока пропажи. Уточняя свою собственную предварительную публикацию, он пишет[6]:

        «В начале 1970 года военные корабли, базирующиеся на Англию, тренировались в спасении макета капсулы  Apollo (BP-1227) на случай аварийного возвращения (космического корабля) на Землю.  Капсула пропала в море.  Обстоятельства потери капсулы до сих пор не ясны. Не ясно, не было ли советское рыболовное судно, крутившееся неподалёку на самом деле траулером – шпионом и не была ли капсула похищена в рамках соответствующей разведывательной операции?».

       Что и говорить, захватывающая история, но обратите внимание на то, как не конкретен Вейд в плане даты потери. Смотрите, как много деталей о рассматриваемом событии записано в соответствующих американских архивах. И откуда вышли корабли, и про корабль-шпион. Так неужели в них не указана дата события? Или, например, наверняка близкая к ней дата выхода военных кораблей из Англии? Ведь военные моряки живут не по «началам года», а с точностью не по часам даже, а  по минутам.

 

       Из всего сказанного можно сделать вывод, что указание точной даты пропажи капсулы для НАСА гораздо опаснее признания факта самого события. По-видимому, скандал в тогдашнем мировом общественном мнении могло вызвать именно знание этой даты. И поэтому даже 40 прошедших лет не сняли с неё гриф секретности.

      Засекречивание даты пропажи (и находки) наводит на мысль, что она как-то связана, а может быть, и совпадает с каким-то известным общественности событием программы «Аполлон». В 1970 году до 8 сентября, когда капсула была возвращена США, произошло одно такое важное и общеизвестное событие. Это – состоявшийся 11 апреля этого года запуск корабля «Аполлон-13»[11]. Он согласно информации НАСА должен был совершить посадку на Луну, но на подлёте к Луне на корабле произошла авария, и резко упало энергоснабжение корабля. 

    Теперь уже было не до высадки на Луну.  Астронавтам пришлось думать о своём спасении и о возвращении на Землю. Обо всё этом поведала НАСА, и эта история эта прогремела на весь мир. Неужели находка маета капсулы могла её как-то скомпрометировать и поставить её под сомнение? Для ответа на этот вопрос нужно попытаться определить наиболее вероятный срок находки (и пропажи) капсулы.

 

3. О практике закрытых морских квадратов и любопытных «траулерах»

 

       Итак, «в начале 1970 года военные корабли, базирующиеся на Англию, тренировались в спасении макета капсулы  Apollo (BP-1227) на случай аварийного возвращения (космического корабля) на Землю».  Нам будет полезно ознакомиться с существующей уже  многие десятилетия  морской практикой подобных тренировок. Её придерживаются все военно-морские флоты, но сейчас речь пойдёт конкретно о военных корабля США и СССР. Об этой практике автору рассказал Е.В. Иванов, служивший в советское время на разведывательном корабле ВМФ СССР:

        «Когда США намереваются провести в некотором морском районе мероприятия с участием своих военных кораблей, то это район объявляется закрытым для свободного плавания прочих судов. При этом конкретная причина закрытия, будь то военные маневры, или ожидание падения головных частей ракет, не сообщается. Координаты закрытого района сообщаются по радио всем судам. Для этого существует специально выделенная морским правом радиочастота, которую обязан регулярно прослушивать радист любого судна. Так что возможность «прозевать» такое сообщение практически невозможно. И прочие, то есть гражданские суда, получив такое предупреждение, немедленно вносят коррективы в курсы своих судов, чтобы, не дай бог,  не попасть в закрытый район. Они в панике бегут от этого района, потому что от военных можно ожидать чего угодно. Могут и потопить сгоряча».

       Отвлечёмся от рассказа бывшего советского военмора, чтобы убедиться в том, что он ничуть не сгущает краски, когда говорит о паническом страхе гражданских судов. Вот какой трагический случай произошёл 3 июля 1988 года, правда, не с гражданским судном, а с гражданским самолётом, несчастье которого состояло в том, что идя своим обычным курсом, он попал в зону, подконтрольную ракетам американского крейсера»[12]:

       «Авиалайнер А300 Iran Air покинул аэропорт Бендер-Аббас в 10:17 по иранскому времени (UTC+0330), на 27 минут позже времени, назначенного по расписанию. Самолёт, находившийся под управлением капитана Мохсена Резаяна, должен был совершить короткий 28-минутный полёт в международный аэропорт Дубаи. Полёт проходил в рамках международного воздушного коридора 35-километровой ширины Amber 59 между аэропортами Бендер-Аббас и Дубай. В это время в Ормузском проливе находился ракетный крейсер ВМС США USS Vincennes. Командовал крейсером капитан Уильям Роджерс III. Airbus A300B2-203 рейса IR655 был сбит над Персидским заливом ракетой, выпущенной с крейсера. Погибло 290 человек, включая 15 членов экипажа, среди пассажиров было 66 детей. Американское правительство заявило, что иранский самолёт по ошибке был идентифицирован как истребитель F-14 ВВС Ирана».

       Как видите, американские командиры не очень долго размышляют у берегов чужих стран, а что же их остановит в открытом море в «закрытых» квадратах? Так что не зря гражданские суда панически избегали этих квадратов. Поэтому информация о том, что капсула найдена простым (то есть гражданским) советским рыболовным судном вызывает сомнение. И это сомнение разделяют авторы[5,6].

      А вот подозрения Вейда «не было ли советское рыболовное судно…на самом деле траулером – шпионом…?», по-видимому, не лишены самых серьёзных оснований.        Некоторые разведывательные суда советского ВМФ (илл.5) создавались путём переоборудования рыболовных траулеров[13]. Аналогичным образом поступали и англичане[14]. Американцы же переоборудовали для тех же целей грузовые суда [15].

 

 Илл.5. Советское военное судно радиоэлектронной разведки, переоборудованное из рыболовецкого траулера.

 

      «Траулеры» - разведчики не бежали от запрещённых американцами квадратов, а устремлялись к ним по первому объявлению. Узнать, что там делается в этом квадрате, было их боевым заданием. А что касается риска, то он – неотъемлемая часть профессии военных. Конечно, ведя радиоэлектронную разведку, наши суда благоразумно останавливались у границ запрещенного квадрата, не давая тем самым повода для прямого нападения. 

       В открытом море суда редко подходят друг к другу на расстояние ближе 1 км. С такого расстояния невооруженным глазом не видны ни антенны, ни военно-морской флаг на корабле (1,5м*1м), а виден только общий контур корабля, то есть контур траулера. «Мы находились или на дальней дистанции в прямой видимости от американцев, или же непосредственно за горизонтом. Американцы, конечно, знали о нашем присутствии. Для точной идентификации судна они время от времени облетали нас на самолётах», - рассказывает Е. Иванов.

       На кораблях поисковой эскадры обязательно есть разведывательные самолёты или, по крайней мере, вертолёты. Почему же американцы не использовали их для идентификации подозрительного «траулера»? Почему Вейду от архивов осталась лишь догадка «не было ли советское рыболовное судно…на самом деле траулером – шпионом…»? Не потому ли, что во время ожидания и поисков капсулы погода была нелётная даже для военных лётчиков? Запомним это обстоятельство.     

 

4. Бискайский залив, ночь с 11 на 12 апреля - шторм, снежные заряды, темнота

 

       «Капсула пропала в море.  Обстоятельства потери капсулы до сих пор не ясны», - пишет Вейд. Автор данной статьи далёк от мысли о том, что американские военные моряки – растяпы. Сам макет, как отметили наши специалисты, был снабжен световым поисковым маяком. Световой маяк непременно дополняется радиомаяком, потому что именно в таком комплексе эти два устройства обеспечивают быстрое нахождение: радиомаяк обнаруживается на гораздо большей дистанции и «наводит» поисковиков в район падения. Световой же маяк позволяет непосредственно увидеть капсулу. Должно было случиться что-то не зависящее от американцев, что помешало бы отлаженной процедуре поиска. А не зависит от американцев погода.

       Световой маяк не поможет увидеть капсулу помочь при отсутствии видимости, нарушить которую могут сильный туман, дождь или снег. А если к этому добавятся сильный ветер и сильное волнение (короче, шторм), то в этом случае ожидающие корабли не увидят ни снижающуюся на парашютах капсулу, ни её приводнение. И даже, наведённые к месту приводнения радиомаяком, они могут ещё долго блуждать, пока не наткнутся на то, что ищут. Ведь капсула – это очень небольшой предмет, найти который среди многометровых бушующих волн и при ограничении видимости можно разве что случайно. Особенно, если поиск происходит ко всему прочему ещё и в тёмное время суток.

 В таких условиях роль «его величества случая» резко возрастает. По - существу капсулу найдёт по чистой случайности тот корабль, который на неё или почти наткнётся, или которому капсула просто свалится «на голову» в момент приводнения. И совсем не обязательно, что этот корабль будет американский, потому что штормовой ветер может оказать чужаку дополнительную «услугу». Согласно[16] скорость штормового ветра превышает 30м/с. Возвращаемые космические аппараты (такие, как макет капсулы) конечный участок своего полёта спускаются на парашютах с высоты примерно 10 км со скоростью около 5-10 м/с[17]. Такой спуск занимает около 1000 секунд. За это время штормовой ветер может отнести парашюты вместе капсулой на 35 км, то есть вынести за рамки охраняемого квадрата. А далее дело случая: окажется ли в месте её приводнения чужой корабль, так похожий на траулер. Ограничение видимости, к тому же помогло бы советским морякам поднять на борт упавшую с неба находку незаметно от американских кораблей.

       При нормальной погоде пусть даже и в ночное время, когда виден световой маяк, установленный на макете, когда макет спускается в расчётном районе, где у американских кораблей всё на виду и всё под контролем, такого шанса у «чужака» не было.

       Итак – шторм, резкое ограничение видимости из-за дождя или снега, усугубленное тёмным временем суток - вот те условия, при которых американские корабли могли вполне ожидаемо потерять капсулу из вида.

     Согласно приведённому в начале статьи сообщению макет капсулы найден в Бискайском заливе.

 

Илл.6. Карта Бискайского залива.

 

 Это согласуется с тем, что пишет Вейд: «В начале 1970 года базирующиеся на Англию военные корабли тренировались в спасении макета капсулы». Взгляните на карту илл.6: Бискайский залив находится чуть южнее Англии. Поэтому, если залив выбран, как место приводнения капсулы, то совершенно логично для её поиска использовать корабли, базирующиеся на Англию. Здесь информация, идущая от «Советов», и информация Вейда согласуются. Поэтому понятно, почему  Вейд не выражает ни тени сомнения по поводу места события. Итак, место находки – действительно Бискайский залив.

       И, что интересно, оказывается, что как раз в «начале 1970 года», точнее 10-12 апреля в Бискайском заливе сложились погодные условия, не способствовавшие успеху миссии американских кораблей. Ухудшаться погода начала ещё 10 апреля[18]. Этим можно объяснить тот факт, что американцы они не смогли выслать самолёт, или вертолёт, чтобы точно узнать, что это за подозрительный советский «траулер» крутится у границ запрещённого квадрата. А в ночь с 11 на 12 апреля в заливе уже бушевал шторм  с исключительно низкой видимостью из-за снежных зарядов[18]. Можно полагать, что это был необычно жестокий шторм даже для Бискайского залива, потому что он не дал возможности нескольким советским кораблям спасти свою атомную подводную лодку, терпевшую бедствие как раз в это время в этом заливе[18]. Такой шторм делает вполне извинительным временную неспособность американских кораблей обнаружить капсулу.

      Но уже утром 12 апреля произошло существенное улучшение погоды, поскольку над заливом появились «патрульные самолёты американских ВМС»[18]. Самолёты не летают во время шторма со снежными зарядами. Низкая облачность и штормовой ветер делают полёт исключительно опасным, а отсутствие видимости делает наблюдение невозможным и превращает патрулирование в бесполезное мероприятие. Когда же утром шторм поутих, видимость появилась, и стало светло, то уже ничто не мешало американским кораблям вкупе с самолётами найти пропажу. Но её и след простыл.

         По существу, советским морякам удалось «умыкнуть» капсулу из-под носа хозяев вскоре после её приводнения. Неудивительно, что на найденном макете по приведённому выше свидетельству наших специалистов не было следов коррозии. Ведь капсула недолго находилась в морской воде.

        Украденную уникальную находку надо ещё доставить в свой порт, например, в Мурманск. А это не простое дело, когда раздосадованные американские капитаны готовы пойти на многое, чтобы избежать позора на свои погоны. Разыскать, остановить «траулер», вооружённый только антеннами, и заставить его отдать капсулу не так уж и невозможно. И тут судьба снова была на стороне советских моряков. Дело в том, что именно в апреле 1970 года в Атлантику вышли многие десятки советских военных кораблей»[19]. Они участвовали в единственных за всю историю СССР глобальных военно-морских учениях «Океан». Столько советских военных кораблей не было в Атлантике ни до, ни после этого месяца.  После совершения находки несколько таких кораблей вполне могли получить новое боевое задание - обеспечить безопасное плавание «траулера» до родной гавани.

       Итак, исходя из всего сказанного, автор полагает наиболее вероятным, что и пропажа, и находка макета капсулы Apollo произошли в короткий отрезок времени в ночь с 11 на 12 апреля 1970 года. Возможно, читатель оценит интерес автора к этой дате, если вспомнить, что вечером 11 апреля в 19 часов 13 минут по Гринвичу  с территории США с мыса Канаверал (Флорида) стартовал якобы на Луну «Аполлон-13». Бискайский залив находится почти на меридиане Гринвича, поэтому там в это время, действительно был вечер.

       Таким образом, два выдающихся события в истории космической эры – уникальная находка в Бискайском заливе и уникальный космический старт произошли практически одновременно. Случайно ли это?

 

5. Как макет оказался в Бискайском заливе? И что это за тренировка, которую нельзя отложить даже из-за шторма небывалой силы?

 

       Е. Велюров[5]  пишет: «Понятно, что данный экземпляр не всплыл со дна морских глубин, не был сброшен с палубы корабля. Он упал сверху, с неба. Спор только можно вести о начальной высоте падения…».

Предположим, что капсулу в море сбрасывали с самолёта. Но зачем американцам устраивать такие тренировки в Бискайском заливе, за тысячи км от своих берегов? Удалённость от своих портов и аэродромов никаких выгод не несёт.

        Иное дело, если капсула отправилась в полёт на ракете, что вполне соответствует её назначению. Ракета запускается с территории США, а летит она за тысячи км в любом назначенном направлении. Могли направить её и в Бискайский залив. Только вот, после какого полёта, с выходом на орбиту или без? Если бы макет во время полёта выводился на околоземную орбиту, то, возвращаясь, он бы просто сгорел и разрушился в верхних слоях атмосферы, поскольку, по свидетельству специалистов ЦКБМ, не имел теплозащиты.

        Остаётся считать, что макет капсулы был доставлен в Бискайский залив ракетой, которая летела с относительно низкой скоростью по баллистической траектории и не выходила на околоземную орбиту.

        И вот этот макет в Бискайском заливе ждёт эскадра военных кораблей, чтобы, по словам Вейда, потренироваться «в спасении макета капсулы  Apollo на случай аварийного возвращения  на Землю». И тут возникает новый вопрос: какая была необходимость проводить злополучную для американцев тренировку, невзирая на разыгравшийся шторм со снежными зарядами? Ведь это верный способ потерять её, да ещё в условиях, когда поблизости от квадрата рыщет советское разведывательное судно. Почему нельзя было отложить и запуск ракеты, и тренировку хотя бы до появления видимости в районе ожидания? Достаточно было послать соответствующую радиограмму.

       Можно подумать, что при реальном возвращении из космоса космический корабль может попасть в любые погодные условия. Это не снимает вопроса. Во-первых, согласно НАСА, «Аполлоны», возвращавшиеся (якобы) от Луны имели в своём распоряжении два района приводнения (основной и запасной) как раз на случай непогоды в одном из них. Во-вторых, даже если непогода «поразит» оба района, и корабль при возвращении её не избежит, всё равно поиск его придётся отложить хотя бы до появления видимости. Но, несмотря на все эти резоны, ракета с макетом капсулы Apollo стартует с территории США в означенное заранее время без всякого учёта погоды в районе ожидания. В чём причина такого предопределения в планах тренировки?

       И ещё сомнение: если бы это была простая тренировка, то какой смысл был бы засекречивать эту историю с обеих сторон? На стадии самой тренировки секретность со стороны американцев (закрытие района ожидания) ещё имела смысл: незачем посторонним наблюдать даже за простыми тренировками по программе «Аполлон». Но вот произошло непредвиденное - тренировка сорвалась, а макет оказался в руках «Советов». Здесь - то зачем секретность? Поблагодарили бы «Советы» после возвращения капсулы за акт доброй воли, и инцидент исчерпан. Что же помешало этому? Не то ли обстоятельство, что тренировка эта состоялась в очень необычное время – практически одновременно с запуском «Аполлона-13»? Тогда понятна и общая секретность, и особенно секретность  даты события.

        По мнению автора данной статьи, никакая это была не тренировка: военные корабли США ожидали в Бискайском заливе приводнения именно «Аполлон-13», точнее то, что изображало этот «лунный корабль» в рамках бутафорского «полёта на Луну». А отменить назначенный старт «на Луну» американцы не могли. Никто не понял бы объявления типа: «В связи со штормовыми условиями в Бискайском заливе старт «Аполлона-13» на Луну откладывается».

 

6. Одиссея макета «Аполлона-13»

 

Итак, в ночь с 11 на 12 апреля 1970 года  советские моряки находят в Бискайском заливе пустой макет капсулы от корабля «Аполлон», без теплозащиты и без астронавтов. А вечером 11 апреля с космодрома на мысе Канаверал стартовал «Аполлон-13» (якобы на Луну и якобы с тремя астронавтами на борту). Не направлялась ли ракета вместо Луны в Бискайский залив? И, соответственно, были ли на ней астронавты? Вот как можно объяснить это совпадение, опираясь на выводы книги[1].  

       Попытка создать ракету «Сатурн-5» с грузоподъёмностью в 120-130т для полетов на Луну у американцев не удалась[1]. Тогда они пошли на мистификацию лунной ракеты. У американцев была ракета «Сатурн - 1Б», способная вывести на околоземную орбиту корабль «Аполлон» в его простейшем «земном» варианте (15т). Так вот, на старты «полётов на Луну»  ставилась ракета, «наряженная» в корпус от "Сатурна-5", но с начинкой от относительно слабосильного "Сатурна-1Б". Такая поддельная «лунная» ракета из-за перегруженности маскарадным корпусом и другими макетными атрибутами полёта «на Луну» не могла даже выйти на околоземную орбиту. Ей бы удалиться от посторонних глаз – и то хорошо.  Никакого корабля с астронавтами «лунные» ракеты не несли, а на их вершине стояли макеты «Аполлонов». Они были предельно облегчены, потому что для перегруженной ракеты был тяжёл каждый лишний килограмм. Неудивительно поэтому, что то, что нашли советские моряки, было пустым оцинкованным «котельным железом», тогда как настоящая капсула имела бы алюминиево-стальной двойной корпус с толщиной от 30 до 100мм и весила бы более 5т. Но для имитации старта на Луну такое «котельное железо» подходило, как нельзя лучше[20].

Илл.7.  а) астронавты на высоте 140м направляются по мостику стартового комплекса якобы для посадки в корабль «Аполлон»;

б) стартовый комплекс с «лунной» ракетой, выделен фрагмент с мостиком.

 

Астронавты направлялись к «лунным» ракетам и прятались на время старта в защищённом помещении огромной (140 м) махины стартового комплекса (илл.7). Улетали же ракеты без них. Ранее, исходя, из других данных, о таком «фокусе» с астронавтами писал американский автор  Билл Кейзинг, бывший начальник отдела технической информации фирмы "Rocketdyne", работавшей в рамках проекта "Аполлон". В книге "Мы никогда не летали на Луну" он сообщил[3], что «астронавтов сначала загружали в корабль "Аполлон", а затем незаметно высаживали обратно и переправляли на самолете в штат Невада».

       Головные части поддельных «лунных» ракет вместе с макетами капсул падали в Атлантический океан в тысячах км от места старта (мыс Канаверал, Флорида), в стороне от посторонних взглядов. «Нельзя ли было для надёжного сокрытия обмана направить их куда-нибудь в Арктику и ли Антарктиду?», - спрашивают некоторые читатели. Нет, ракеты с ложными «Аполлонами» должны удаляться с космодрома (1) в ту сторону, куда положено при настоящем полёте на Луну (илл.8), то есть на восток по трассе (2). Так что крайний север, и крайний юг отпадают. На этой трассе на пути «лунных» ракет лежали бы  атлантическое побережье Северо-Западной Африки и пустыня Сахара. Где-то там ракеты и должны были бы упасть ввиду окончания топлива. Но кто их там «примет» и надёжно утилизирует, особенно пустые капсулы от якобы настоящих лунных кораблей?

       А вот если траекторию отклонить совсем немного влево (3), то полёт ракет можно закончить в Бискайском заливе (4). Здесь неподалёку удобные порты дружественной Англии, где базируются американские военные корабли. Здесь развитая сеть аэродромов с военными самолётами США. Короче, все условия для оперативной организации ожидания и приёма остатков «лунных» ракет.

Илл.8. Схема полёта ракеты с капсулой Apollo.

1- космодром на территории США, 2 – траектория полёта с выходом на околоземную орбиту, сообщаемая НАСА[20], 3 – истинная траектория по версии автора, 4 – Бискайский залив

 

       Как установил к.т.н. Покровский С.Г.[21], «лунная» ракета летит примерно в 2,5 раза медленнее, чем о том сообщает НАСА в своих отчётах об «Аполлонах» (немногим более 1 км/с). При такой скорости от старта ракеты до её финиша в Бискайском заливе проходит около часа. Так что этим же вечером 11 апреля около 20-21 часа при полной темноте, шторме и снежных зарядах пустой макет капсулы «Аполлон-13» оказался в водах залива. Здесь, как, наверное, и после стартов предыдущих «Аполлонов», стартовавших на «лунных» ракетах, «котельное железо» ожидали американские военные корабли. Но на этот раз по стечению обстоятельств макет капсулы оказался на советском корабле.

       И в то время как пустой макет «Аполлона-13» плыл на советском корабле в советский порт, всеми средствами западных СМИ на весь мир разворачивалась инсценировка о якобы драматических событиях на борту «Аполлона-13», якобы летящего к Луне. Вот краткие выдержки из книги[1] на эту тему.

  

       «После провала беспилотных испытаний ракеты… лунная программа США была однозначно направлена по пути мистификации. И тогда жёсткий график продвижения вперёд к Луне, размеченный только вехами успеха, становится понятным. Рассказывать легче, чем делать, но тут важно не зарваться. Без сообщения о «приличной» аварии, способного взбудоражить мировую общественность,  сплошная цепь успехов могла бы навести на ненужные сомнения. И авария произошла, причём, как раз такая, какая нужна: с драматическим сюжетом и со счастливым концом.

        Напомним, что согласно НАСА к Луне направлялась конструкция (илл.9), состоящая из лунного модуля 1,2, командного модуля (капсулы) 3 и служебного модуля 4.  По сообщению НАСА 13 апреля, когда корабль уже был ближе к Луне, чем к Земле, в служебном модуле 4 произошёл взрыв, в результате которого часть электрогенераторов вышла из строя, и резко упало энергоснабжение корабля.  После этого командный модуль 3 (основное место пребывания экипажа) стал почти непригоден для проживания (поэтому он обведён на схеме рамкой жёлтого предупредительного цвета).

    

Илл.9. Схема аварии, якобы происшедшей на борту «Аполлона-13»

 

    Теперь уже было не до высадки на Луну.  Астронавтам было предложено перейти в кабину лунного модуля 2. Только там ещё можно было поддерживать условия для жизни.  За 27000 км до Земли (якобы возвращающиеся к ней) астронавты перешли из лунного модуля  в командный модуль. Они отделили повреждённый служебный модуль и сфотографировали его (илл.10а).

 

 

 

 

Илл.10. а) вид повреждённого служебного модуля, якобы снятый в космосе при возвращении к Земле;

б) тот же снимок при  увеличении яркости и контрастности

 

     Вид повреждённого аварийного модуля, первопричины всех волнений заслуживает особого изучения. На илл.10а вокруг повреждённого модуля видна только чернота. Но если с помощью компьютера отрегулировать яркость и существенно увеличить контрастность изображения (илл.10б), то, как установил Д. Кропотов, в правом верхнем углу снимка проявляется прежде скрытая некая продолговатая деталь, отмеченная цифрой 1. Она  напоминает какой-то кожух. Этот кожух окружён по периметру сиянием 2. На Земле такой ореол возникает вокруг ярких источников света и вызван он рассеянием света на пылинках, летающих в воздухе. По границе тени на сопле 3 служебного модуля легко определить направление, с которого освещён модуль. И это направление (голубые  линии) идёт именно от этого кожуха. Наконец, сама продолговатая форма кожуха очень напоминает заднюю стенку осветителя - источника яркого света, применяемого в студиях.

     Так что, очень похоже на то, что предмет в правом верхнем углу и есть задняя стенка осветителя. По меркам 60-х годов ушедшего века она затенена просто прекрасно. Но современные компьютерные методы помогли установить, что главное свидетельство во всей истории с А-13 - повреждённый служебный модуль, скорее всего, снят в студии. Поэтому ничто не мешает предположить, что авария А-13 – это инсценировка».

       Таков вывод книги[1]  в отношении истории с «Аполлоном-13». И этот вывод прекрасно согласуется с тем, что мы узнали в данной статье.

 

7. Выводы

 

       Эта статья, по - существу, состоит из двух частей, резко отличающихся по количеству необходимых предположений. Поэтому и выводы по ней следует разделить на две части.

       Во-первых, как уже говорилось, только из одного факта совместного молчания СССР и США относительно события пропажи и находки макета капсулы следует очевидный вывод: не позднее, чем к концу 1970 года между СССР и США существовала совершенно секретная договорённость относительно неких скрываемых от общественности обстоятельств американской лунной программы. Лишь при наличии такой договорённости обоюдное засекречивание самого события и особенно его даты имеет смысл.

       Во-вторых, если привлечь другие факты, то в соответствии с изложенной версией оказывается, что по стечению обстоятельств советскими моряками найдено вещественное свидетельство подделки «лунной» ракеты и соответственно подделки полётов «на Луну» - прилетевшей по баллистической траектории в Бискайский залив пустой макет капсулы от поддельного «Аполлона-13».

      Мотивы для сокрытия этого события со стороны американцев в свете этой версии становятся ясны, чего нельзя сказать в отношении советской стороны. Но разбор возможных советских мотивов выходит за рамки данной статьи.

      Ясно одно: засекретив информацию о находке капсулы и, особенно о дате этой находки, советские руководители спасли миссию «Аполлон-13» от опасных сомнений.

       

 

Источники:

1.  Попов А.И. «Американцы на Луне: великий прорыв или космическая афёра?», М., «Вече», 2009.,  с.с. 5-21,   

     242-252.

2. Ю.И. Мухин. «Антиаполлон». Лунная афёра США. – М.: Яуза, Эксмо, 2005, 432 с.

3. http://www.usinfo.ru/moon.htm «Американцы никогда не были на Луне», гл. «Примерный сценарий   

    фальсификации НАСА и сговора правительств»

4. Википедия. Лунный заговор. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80

5.  Е. Велюров. http://www.nekata.ru/index.php?show_section=111

6. М. Вейд - "Soviets Recovered an Apollo Сapsule!"  http://www.astronautix.com/articles/sovpsule.htm

7. «Urhajozasi Lexikon» (Энциклопедия космических исследований), 1981, ISBN 963 05 2348 5, Zrinyi, стр.33.

8. И.Афанасьев. «Новости космонавтики» март 2003г.  www.novosti-kosmonavtiki.ru/conte nt/numbers/244/39.shtml

9. http://www.astronautix.com/

10.  http://www.usinfo.ru/sssr73.htm#39%20лет%20назад-НЕСОСТОЯВШАЯСЯ%20ИСПАНСКАЯ%20ХИРОСИМА

11. http://www.skeptik.net/conspir/append1.htm  -  пилотируемые полеты по программе  "Аполлон"  

12. Сбит иранский «Боинг». http://www.suckvoyage.ru/index.php/topic,2435.0.html      

      http://www.aeroaccidents.ru/index/0-73    http://www.tonnel.ru/?l=kniga&609

13. О советских  траулерах – разведчиках:  http://alerozin.narod.ru/1967.htm  и   

      http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/index.shtml?zhelez_32.html  

14. Об английских  траулерах – разведчиках http://www.dvinainform.ru/actual/2004/01/14/2996.shtml

15. Американское грузовое судно – разведчик: http://www.agentura.ru/culture007/history/pueblo/

16 Сов. энц. словарь, М., СЭ,1988, с.1389, ст. «Ураган»

17. В.Е.Гудилин. КК "Союз", "Союз Т", "Союз ТМ"  http://www.buran.ru/htm/gud%2023.htm

18. Катастрофа советской АПЛ «К-8» в Бискайском заливе 8-12.04.1970:   http://sexik.narod.ru/cursk/book/k-8.htm

19. Учения «Океан»: http://yandex.ru/yandsearch?text=%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F+%22%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%22&rpt=rad

20. И. И. Шунейко. Пилотируемые полеты на Луну, конструкция и характеристики SATURN V APOLLO   

      1973г  http://www.epizodsspace.narod.ru/bibl/raketostr3/obl.html , см.  4.2.  Космические лётные испытания пилотируемых кораблей Apollo

21. С.Г. Покровский “Попасть на Луну американцы не могли”, «Актуальные проблемы современной науки», 2007, №5,  с.с.152-166

 

Илл.1.  http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/5e/John_F._Kennedy%2C_White_House_photo_portrait%2C_looking_up.jpg

Илл.2.  [1], с.25; Илл.3,4. [6]; Илл.5.  http://korabli.qdg.ru/sudno7/view/8/1/; Илл.6. общедоступная карта; Илл.7. [1], с.252;

Илл.8.  [20], см. 1.4. Космический корабль. Доработки – автора данной статьи: Илл.9,10. [1], с.с.156,159

 

 

P.S.

 После того, как данная статья была выложена на сайте, автор получил от читателя письмо с интересными вопросами (автор статьи для удобства ответа дал им номера):


   «1. А зачем требовалось вообще спасать капсулу, организовывая целую морскую
операцию, не проще ли было повредить парашютную систему и саму капсулу, чтобы она
камнем утонула в море?

    2. Ведь у американских моряков тоже могли возникнуть сомнения - что это за странная тренировка по спасению капсулы как раз в то время, когда назначен старт А13 к Луне?».

 

       Легче ответить на вопрос №2. С этого и начнём. Подтекст этого вопроса – старый: «если секрет известен многим – сохранить его невозможно». По мнению автора статьи с этим мотивом пора бы и расстаться при обсуждении любых секретных историй, особенно, когда дело касается умения «западников» хранить свои секреты. Не надо переносить свои российские стереотипы поведения на западный менталитет. На Западе умеют сохранять секреты, даже когда он них знают не десятки, не сотни, а тысячи людей. В книге[1],  в главе 20 приведено достаточно конкретных примеров на эту тему.

Более того, сама история о находке и её возвращении свидетельствует о том, что не только американские, но и советские моряки и прочие участники события умеют хранить секреты. Смотрите: сотни американских моряков искали и потеряли капсулу. Десятки советских моряков были в экипаже судна, которое её нашло. Её привезли в Союз, доставили в Мурманск, разгрузили в порту и где-то хранили до 8 сентября 1970 года, её осматривали специалисты, её передавали какие-то «штатские» (см. фото илл.3), её приняли на борт уже американские «штатские» моряки с американского ледокола. И когда мы обо всём этом узнали? Через десятилетия.

Процитируем по этому поводу Е. Велюрова[5], первого рассказчика этой истории в российской аудитории:   «И еще один любопытный факт: ВСЕ участники этого события (сотни людей) держали язык за зубами и помалкивали тридцать с лишним лет. Молчали не только наши, что понятно, но молчали и американцы, включая рядовых матросов! Зная, как на Западе любят из любой чепухи сделать газетную историю, молчание столько лет наводит на размышления... 

Это я к тому, что постоянно защитники НАСА как аргумент используют тот тезис, что масса задействованных людей не может не проболтаться. А вот, пожалуйста - факт налицо, есть фото, другие доказательства, а люди молчали!».

 

Теперь, перейдём к первой части вопроса. Ответ на него звучит скорее, как встречный вопрос. Да, мы можем дать какие-то свои объяснения. Например, то, что американцы хотели сохранить содержание мистификации в тайне на века. И здесь возможны разные варианты.  

Вариант первый – капсула намеренно делается потопляемой, чтобы скрыться в глубинах моря. Но тогда нужно убедиться, что она действительно утонула (и в случае необходимости помочь ей в этом). Ведь может и не утонуть, что и показала история с находкой. А тогда нужны и наблюдающие корабли, и закрытый квадрат ожидания. Нужен и маяк для её обнаружения, потому что чтобы убедиться в том, что капсула утонула, нужно сначала её увидеть и пронаблюдать её славную кончину в морской пучине.

Вариант второй – учитывая всё возрастающие возможности глубоководных погружений, американцы не хотели допустить того, чтобы поддельный космический корабль оказался даже отчасти доступным для неких будущих подводных искателей. В этом случае капсулу следовало обязательно найти, поднять и доставить в Штаты. Наверняка, возможны и другие варианты.

Но возникает вопрос, а почему мы должны всё объяснять в этих тёмных историях, которые одну за другой порождает лунная эпопея НАСА? Может быть, настала очередь другой стороны дать простое и ясное и исчерпывающее объяснение истории с капсулой. В конце концов, не «Советы» же затеяли всю эту историю. Истоки – то её в США, в НАСА. Да «Советы» и не спросишь по причине их кончины, а НАСА живёт и здравствует, и архивы её, можно надеяться, не утеряны, как та плёнка. А поскольку НАСА предпочитает отмалчиваться, а  роль разъяснителей предоставлять своим российским защитникам, то от них мы и ждём соответствующего объяснения. Подчеркнём: ждём не вопросов, а ответов.