5. Апрель 1975: керосин для ракеты охладить до 8оС!

(первый подобный случай в истории космодрома Байконур).

 

Генерал-майор-инженер в отставке В.Ф. Попов, в 70-е годы - заместитель начальника космодрома Байконур и его главный инженер, спустя 28 лет после ЭПАСа рассказал интересную историю [1а, б]:

«Мало кто знает, что 15 июля 1975 года «Союз-19» мог и не подняться на орбитуВ связи с установкой новых приборов вес корабля значительно вырос. За три месяца до полета расчеты показали, что необходимо увеличить количество заправляемого в баки топлива.

Баки для жидкого кислорода позволяли решить проблему, а баки для керосина —  только в том случае, если керосин охладить до +8оС. В июле на Байконуре температура в тени достигает 34-38 градусов. Железнодорожные цистерны с керосином стояли под открытым небом.

За три месяца промышленность была не в состоянии спроектировать и построить необходимый охладитель. Поэтому командование космодрома поставило задачу охладить 180 тонн керосина (три цистерны). В течение двух недель охладитель* изготовили. В итоге керосин на старт подали с температурой +6°С и заправили топливные баки ракеты-носителя».

*Теплообменник, охлаждаемый жидким азотом – А.П.

 

 «За три месяца до полета». То есть, в апреле (точную дату приказа В.Ф. Попов не сообщает) начальнику космодрома сообщили о превышении массы корабля и поставили задачу на охлаждение керосина. Автор получил по этому поводу интересное письмо от коллеги (по специальности – конструктора):

            «Как это могло получиться, что всего лишь за 3 месяца до старта стало известно о превышении расчетной массы? Такие расчеты делают гораздо раньше, когда еще проектировали и испытывали ВСЕ новые узлы корабля «Союз-М». Под видом неожиданного увеличения массы корабля организаторы специальной части ЭПАСа протаскивали американскую видеоаппаратуру. Потому и получилась такая накладка со сроком 3 месяца - в «последний момент» оказалось превышение дополнительной массы только из - за американской видеоаппаратуры, не учтенной нигде в советской конструкторской документации. А изображать дело так, будто наши конструкторы посчитали вес «Союза-М» окончательно лишь за 3 месяца до старта - такого точно не бывает. Это я Вам, как конструктор, говорю».

 

            Если бы охлаждение керосина практиковалось на Байконуре до июля 1975 года, то приказ космодрому срочно разрабатывать и изготавливать охладитель для керосина просто не появился бы. Но есть документальное свидетельство того, что заливка баков ракеты охлаждённым керосином, проделанная на космодроме, была в то время технологической новинкой: «Данная работа была высоко оценена как ценное рационализаторское предложение, и министр обороны выплатил автору вознаграждение в размере 1500 руб., что в несколько раз превышало его месячное денежное содержание» [1б].

            Пройдёт не один год, и заливка баков ракеты охлажденным керосином станет привычной практикой. Например, при запусках ракет типа «Зенит». Однако это было уже 10 лет спустя после ЭПАСа. Первый «Зенит» стартовал в 1985 году с того же Байконура. А в июле 1975 года задание на охлаждение керосина было для руководителей космодрома «в диковинку».

 

На сколько килограммов возросла грузоподъемность ракеты?

 

Плотность керосина при охлаждении от 36оС до 6оС возрастает на 3% [2].  Соответственно на 3% увеличилась и масса керосина при заправке баков ракеты для «Союза-19». Одна ракета выводит на орбиту один корабль. Две ракеты заправляются ровно в два раза большим количеством керосина и выводят на орбиту два корабля «Союз». Тогда, увеличение заправки керосина одной ракеты на 3% увеличит массу выводимого груза тоже на 3%. Штатная масса корабля «Союз», запускаемая на орбиту улучшенной ракетой  11А511У равна 6800 кг. Такую массу и запланировали разработчики для «Союза-М» (глава 1). 3% от этой массы составляет 200кг. Вот насколько должен был потяжелеть «Союз-19», чтобы возникла необходимость охлаждать керосин.

Примечание. Проведённый А. Булатовым точный расчёт с применением формулы Циолковского и численного моделирования дал те же результаты.

Итак, грузоподъёмность улучшенной ракеты возросла ещё на 200 кг. Но ведь именно столько и весил примерно тогдашний передовой (то есть, американский) профессиональный видеопроигрыватель? Любопытное совпадение!

 

Почему об утяжелении корабля до сих пор молчат его разработчики?

 

Ни слова не говорится об охлаждении керосина в весьма объёмной советской книге «Союз и Аполлон», изданной в 1976 году главным партийным издательством [3]. Допустим, что в 1976 году написать об этом помешала советская секретность. Всё-таки речь шла о новой по тому времени технологической операции. Сам министр обороны наградил премией автора рационализаторского предложения.

 Но прошло 20 лет после ЭПАСа, и вышло специальное юбилейное издание РКК «Энергия» [4].  Очень многие участники ЭПАСа на этот момент ещё были живы и работали в той же «Энергии». Советского Союза вот уже пять лет, как нет, и в моду вошло раскрывать советские секреты. Но и в издании [4] нет ни слова об охлаждении керосина, заливаемого в ракету «Союз».

Прошло ещё 7 лет, и вышли очень подробные воспоминания видного участника советской части ЭПАСа [5]. Даже о высоком качестве обеда, которым угощали американцы, пишет этот автор. А об уникальной для 1975 года операции охлаждения керосина опять ни слова.

Только через 28 лет главный инженер космодрома поведал нам историю об охлаждении керосина в жаркий июльский день 1975 года. Между прочим, В.Ф. Попов - военный человек, генерал-майор в отставке. Приучен держать язык за зубами. Но и он решил, что за 28 лет секретность спецзадания «Керосин» быльём поросла.

А разработчики всё молчат. Отсюда напрашивается вывод: Не знали разработчики о том, что созданный ими «Союз-19» будет стартовать 15 июля 1975 года с каким-то дополнительным грузом с примерной массой 200кг.

 

Легенда прикрытия спецзадания:

«За три месяца промышленность не в состоянии построить охладитель»

 

Конечно, в компетенцию В.Ф. Попова не входило знать возможности космической промышленности. Скорее всего, он повторил слова тех, кто давал приказ на охлаждение керосина.  

На самом деле, космическая промышленность в СССР в то время находились на высочайшем уровне технического оснащения. Охладитель сделать – не луноход изготовить. То, что этот охладитель размером чуть меньше железнодорожной цистерны – никого не смутило бы. Ракеты-носители, которые делает космическая промышленность, побольше будут.  Завод мог и разработать нужный охладитель. Каждый большой завод при себе имел небольшое КБ, тогда как для конструирования охладителя достаточно нескольких конструкторов. Так, с какой стати авторы необычного приказа не обратились напрямую на один из заводов космической промышленности?

На самом деле, по мнению автора, кураторы спецоперации не желали поручать ни одному из космических заводов изготовление охладителя, потому что вполне обоснованно опасались утечки информации о секретном приказе на охлаждение керосина. Утечки к разработчикам космической техники для ЭПАС – специалистам из ОКБ-1.    

А в случае передачи задания космической промышленности такая утечка была бы очень вероятной. Автор исходит здесь из опыта собственной многолетней работы по созданию новой техники. Изготовлялась она на большом экспериментальном производствах. На стадии создания экспериментальных образцов нового изделия изготовители и разработчики просто не могут не работать в тесном контакте.

Мало создать чертежи нового изделия и передать их изготовителю. Потому что у изготовителя по ходу дела возникает масса вопросов, которые в целом разработчик просто был не в состоянии предусмотреть. Например, каким способом изготовить ту или иную деталь – литьём, штамповкой, токарной обработкой и т.д. В каждом таком случае сотрудники завода и разработчики  техники совместно ищут оптимальные решения, которые отвечали бы и замыслу изделия и технологическим возможностям завода. При этом нередко разработчику приходится дорабатывать свои конструктивные решения под требования технологии изготовления. При изготовлении сложной техники такие согласования идут чуть ли не каждодневно.

 ОКБ-1 являлось в СССР головной проектной организацией по всему, что связывалось с космической техникой. Это подразумевало практически постоянное присутствие командированных сотрудников ОКБ-1 на разных заводах космической промышленности.

 

Поэтому, если кураторы спецоперации, хотели осуществить операцию охлаждения керосина в тайне, то они не могли давать космической промышленности задание на охладитель керосина. Охладитель размером с железнодорожную цистерну не спрячешь. Только по самому факту сооружения такого большого охладителя присутствующие на заводе представители ОКБ-1 поймут, что затевается увеличение грузоподъёмности ракеты и соответственно массы корабля.

Так что разговоры о неспособности промышленности быстро создать охладитель – это, скорее всего, легенда прикрытия. Придуманной для того, чтобы разработчики и корабля, и ракеты не узнали о запланированном кем-то увеличении массы корабля.  И с этой же целью задание на создание охладителя было поручено космодрому. Минимум посвящённых – это азбука секретности.

Меры сокрытия были приняты и на самом космодроме. «Керосин охлаждался не на стартовой площадке, а непосредственно на складе начальника тыла космодрома Байконур» [1]. Разработчиков туда не пустят. Им там делать нечего. По свидетельству ветеранов на космодроме действовал очень жёсткий пропускной режим. Когда же ракету будут заправлять на старте, то она покроется инеем от струй холодного воздуха, стекающих от баков с жидким кислородом (температура жидкого кислорода равна примерно -180°С). Кто из непосвящённых догадается, что в в керосиновые баки залит охлаждённый керосин?

 

Итак, в день старта «Союза-19», 15 июля 1975 года, ракета была готова вывести на орбиту потяжелевший 7-тонный корабль.  Значит, и нам пора на старт!

Ссылки:

Интернет - ссылки проверены по состоянию на 15.1.2018

1. а)  «Учительской газета», ««Союз-Аполлон»  —  перипетии старта»   http://www.ug.ru/archive/929 , 8 июля 2003 года

    б) Эта же история опубликована в журнале «Воздушно – космическая оборона» №5(12) за 2003 год

2. К расчёту плотности керосина http://www.petrolmarket.ru/1.htm 

3.  «Союз и Аполлон». Сб. статей под редакцией технического руководителя советской части «ЭПАС», члена-корреспондента АН СССР К. Д. Бушуева, ИПЛ («Политиздат»), М., 1976, 271с. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html .

4. РКК «Энергия» . 1946-1996. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/01.html  и  http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/06.html

5. В.С. Сыромятников, д.т.н., член – корр. РАН «100 рассказов о стыковке», М.: Логос, 2003. — 568 с. раздел 2.17. Миссия

http://fanread.ru/book/download/7993399/