6. «Союз-19» стартует с неработающим бортовым ТВ.

Генеральный конструктор: «Старт отложить!», министр: «Стартовать!»;

Готовые к старту дублирующие корабль и экипаж остаются на Земле.

 

Во время старта пилотируемых кораблей космонавты находятся под непрерывным телевизионным наблюдением (илл.1а). И позже, уже на орбите, ЦУП с помощью бортового ТВ в любой момент может контролировать обстановку в корабле.

 

Илл.1. а) Во время старта и после него космонавты находятся под непрерывным телевизионным наблюдением;

http://www.youtube.com/watch?v=TinbyNHpn3w

б) Так стартовал «Союз-19»

            Полёт «Союза-19» стал исключением из этого правила (илл.1б). В день старта «Союза – 19» за 5 минут до старта вдруг отказало бортовое ТВ корабля [1].

 

Скандал на старте

 

Вот что рассказывает об этом дне А. Леонов [2,3]:

«Когда корабль уже был на стартовом столе, отказала вся телевизионная система. Главный конструктор Глушко побежал звонить в Москву, чтобы старт перенести. Министр Афанасьев и замглавкома ВВС Шаталов, когда он вернулся, сказали: «мы уже дали команду на старт». На орбите мы с Валерием Кубасовым получили рекомендации по ремонту. Из инструментов были только ножницы, отвертка и охотничий нож, который я накануне купил за 5 рублей 50 копеек. На «Аполлоне» после старта заклинило люк, через который должна была произойти встреча. Астронавты перебирали люк всю ночь». «Ни в советских, ни даже в американских газетах о нештатных ситуациях не сообщалось».

 

Что-то не верится в трогательную историю о спасительном ножике, ножницах и отвёртке и соответственно про отсутствие на корабле специального набора инструментов. Но поскольку эта история относится к ремонту ТВ на орбите, а не к старту корабля, то мы её обсудим в следующей главе. Пока же во внимание только главные факты, подтвержденные в  [4]:  

а) Бортовое ТВ отказало за 5 минут до старта корабля;

б) Главный ракетный конструктор страны, академик В.П. Глушко, он же - Генеральный конструктор ЦКБЭМ (ОКБ1) – головного разработчика и по ракете, и по кораблю, а также его заместитель, технический руководитель советской части ЭПАС, член-корр. АН СССР К.Д. Бушуев настаивали на переносе времени старта;

в) Министр общего машиностроения («ракетное» министерство СССР)  С.А. Афанасьев и помощник главнокомандующего ВВС генерал-лейтенант В.А. Шаталов, вопреки мнению главных разработчиков, дали команду на старт.

 

По ранее официально утверждённому плану (глава 2) «к полёту 15 июля 1975 года были полностью подготовлены и заправлены два корабля (заводские №№75 и 76). План предусматривал, что если бы с №75 (А. Леонов и В. Кубасов)  что-то случилось, то «Союзом-19» стал бы корабль №76 (А. Филипченко и Н. Рукавишников). Был предусмотрен даже двойной сбой, и «в резерве находился ещё один корабль №74». И вот, уже на стартовой площадке обнаруживается, что на «Союзе-М», зав. №75 не работает бортовое ТВ.

Илл.1. Разработчики и их командиры (фотографии взяты из Интернета)

 

«При любых обстоятельствах в космос должен полететь экипаж Леонова!»

             

            В общем, случай произошёл очень неприятный, но не критический, благодаря наличию рядом готового к старту дублирующего корабля (зав. №76). Надо только действовать по тому плану, который давно утверждён свыше.

            Именно дублирующий экипаж (А. Филипченко и Н. Рукавишников) полгода назад провёл на «Союзе-16»/«Союзе-М» генеральную репетицию советской части официального ЭПАСа. Такого опыта нет ни у кого из советских космонавтов, включая А. Леонова и В. Кубасова. Так, и отправляйте дублирующий корабль, а Леонов и Кубасов пусть остаются на Земле.

 

            Можно, как настаивал В.П. Глушко, просто отложить полёт №75. Починить бортовое ТВ и тогда уже дать старт тому же №75. «Еще за 35–40 секунд до начала полета есть возможность остановить пуск, чтобы повторить его в последующие двое суток» [5]. Если же неисправность окажется серьёзной, то опять же – рядом стоит полностью заправленный и готовый к старту зав. №76.

       

            Но министра не интересует ни готовый к полёту зав. №76 с опытным экипажем, ни настойчивое желание главных технических руководителей отложить старт. И он даёт добро на старт корабля с неисправным ТВ. На орбите отремонтируют!   Авантюризм? Исключено! За плечами министра огромная организаторская роль в достижении ракетно - ядерного паритета с США. Значит, министр выполнял указание  свыше.

            Точную формулировку высочайших указаний мы знать не можем, но суть их ясна из действий министра. Только экипаж «Союза-19», очевидно, был в курсе планируемой истории с ТВ. А дублёры – нет! И поэтому никакой другой экипаж, кроме А. Леонова и В. Кубасова, не должен был полететь в космос!

 

Пока нет Глушко: спасительное техсовещание

 

            Министр, конечно, не сомневался насчёт выполнения  указания свыше. Но надо каким-то образом изобразить коллегиальность решения. Ведь за перенос старта выступают главные разработчики. Сам В.П. Глушко убежал звонить в ЦК насчёт переноса старта.

            И, пока В.П. Глушко отсутствует, министр организует некое подобие технического совещания. Напрасно оставшийся в одиночестве К.Д. Бушуев «высказывался за перенос пуска». «Техническое руководство с участием министра С.А. Афанасьева решило провести пуск в назначенное время» [4].

            Из этой истории ясно, что для Генерального конструктора В.П. Глушко и его заместителя К.Д. Бушуева, запуск корабля с неработающим ТВ был, как совершенно недопустимым, так и совершенно неожиданным.

            Следовательно, оба высших технических руководителя были не в курсе содержания спецоперации. Ну, а что тогда говорить о среднем и рядовом звене разработчиков?

            Поэтому можно достаточно уверенно утверждать, что все те люди, что создавали конкретную технику под официальную программу ЭПАС, не знали, что все они работают на легенду прикрытия спецоперации.

            Итак, экстренное «совещание» освятило волю министра. Однако, невелика цена совещаниям, на которых воля начальника понятна заранее.  И тут, как по волшебству, появляется человек, который называет причину поломки. И, будто бы, она такова, что на орбите её можно устранить.

 

«Прозорливый» офицер

 

            Этим человеком оказался некий офицер, имя которого для публичной истории не сохранилось. О нём рассказал участник официального проекта ЭПАС  В.С. Сыромятников [6]:

            «Когда «Союз» находился на стартовом столе, «представитель заказчика», офицер, оказавшийся настоящим специалистом, первым выдвинул гипотезу о том, что отказал бортовой коммутатор. За этот блестящий диагноз офицер, кажется, получил премию или благодарность». 

Странный, однако, офицер! Если он – представитель заказчика, то есть военпред, то дело военпреда – контроль исправности корабля. А если какая-то система корабля не работает, то пусть разработчики разбираются.  Кто лучше них знает детальное устройство корабля?

            Уж не этот ли офицер и вывел из строя тот самый коммутатор? Поскольку ТВ вышло из строя за 5 минут до старта, то, вполне возможно, что отключение было сделано по радиокоманде.

            И не этот ли офицер вместе со своими подчинёнными внёс накануне в корабль некий большой и тяжёлый электронный блок (или его составные части)? Тот самый американский видеопроигрыватель?

            Собственно назначение этого блока вряд ли знал и сам прозорливый офицер. При проведении секретных операций, каждый знает только то, что ему поручено сделать.

 

А не проще было бы, если бы ТВ «сломалось» на орбите?

 

А не проще ли было бы для организаторов «поломки» ТВ, если бы ТВ «вышло из строя» на орбите? Смотрите, сколько этот дало бы плюсов:

- Глушко не бегал бы в Москву звонить, чтобы отложить запуск;

- Министр Афанасьев не находился бы в дурацком положении, когда он был обязан отправить «Союз-19» в полёт с неработающим ТВ, что противоречило всей практике запусков;

            - Не устраивал бы Афанасьев (пока Глушко бегает звонить) показушных совещаний со специалистами, которые не отвечали ни за успех, ни за провал полёта «Союза-19»;

- «Прозорливый» офицер мог спокойно курить в сторонке.

 

И всё же ТВ отказало всего за 5 минут до старта! Это может означать то, что в корабле уже стоял тайно внесённый американский прибор. Скорее всего, он находился в орбитальном отсеке (больше – просто негде). Орбитальный отсек во время старта не является объектом первостепенного наблюдения. Всё внимание стартовиков приковано к головному отсеку корабля (он же - капсула спускаемого аппарата). В нём во время старта располагаются космонавты (илл.1а). Но нельзя исключить вероятность того, что кто-то из состава стартовой команды захотел бы взглянуть ещё до старта на состояние орбитального отсека. На этот случай специальный офицер отслеживал ситуацию и был готов мгновенно отключить ТВ с помощью соответствующего радиосигнала. Может быть, ТВ как раз в и отключилось тот момент, когда кто-то из персонала высказал пожелание взглянуть на состояние орбитального отсека. Так это было или иначе, но

всё, что стало сегодня известно, означает, что бортовое ТВ по плану спецоперации должно было отказать. Лучше бы – после старта, чтобы спорить было не о чем. Но в случае острой необходимости – можно и до старта.

 

 Ссылки:

Интернет - ссылки проверены на 16.1.2018.

1. Союз с «Аполлоном». Космонавт Леонов раскрыл последние тайны советско-американского полета.  http://rusila.su/2015/07/15/soyuz-s-apollonom-kosmonavt-leonov-raskryl-poslednie-tajny-sovetsko-amerikanskogo-poleta/

2. «Известия», 15 июля 2005.. http://www.izveestia.ru/news/304283

3. «Известия», 16 июля 2010. «Союз» с «Аполлоном» http://www.izvestia.ru/news/363643

4. РКК «Энергия» (ранее – ЦКБЭМ, ранее – ОКБ-1), 1946-1996. Титульная страница http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/01.html

 Здесь используется http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/06.html

5. к.т.н. А. И. Осташев, инженер Н. И. Зеленщиков, книга «Союз и Аполлон» http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

статья ««Союз-19» у порога орбиты», раздел «Связанные одним циклом»

6. В.С. Сыромятников, проф., д.т.н., член – корр. РАН «100 рассказов о стыковке», М.: Логос, 2003. — 568 с.

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/syromatnikov/100/01.html , раздел 2.17. Миссия