10. Как был выбран экипаж «Союза-19»?

 

Выборка из таблицы «Хроника пилотируемых полетов» [1]

 

N

Дата полета

Экипаж

Корабль

Суток в корабле

Примечания

1

18-19 марта 65

П. Беляев, А. Леонов

«Восход-2»

1

Первый выход человека в открытый космос

2

26-30 окт. 68

Г. Береговой

"Союз-3"

4

Сближение с беспилотным кораблем "Союз-2"

3

14-17 янв. 69

В. Шаталов

"Союз-4"

3

Стыковка пилотируемых кораблей

4

15-18 янв. 69

Б. Волынов, А. Елисеев
Е. Хрунов

"Союз-5"

3

Стыковка пилотируемых кораблей. Елисеев и Хрунов перешли в другой корабль, находясь в открытом космосе вне корабля.

5

11-16 окт. 69

Г. Шонин, В. Кубасов

"Союз-6"

5

Групповой полет  со сближением и маневрированием

6

12-17 окт. 69

А. Филипченко
В. Волков, В. Горбатко

"Союз-7"

5

Групповой полет  со сближением и маневрированием

7

13-18 окт. 69

В. Шаталов,А. Елисеев

"Союз-8"

2

Групповой полет  со сближением и маневрированием  

8

1-19 июня 70

А. Николаев, В. Севастьянов

"Союз-9"

18

Длительный полет 17,8 суток. А. Николаев после полёта перенёс инфаркт и из отряда космонавтов был списан

9

23-25 апр. 71

В. Шаталов,А. Елисеев
Н. Рукавишников

"Союз-10"

2

Отработка системы стыковки КК "Союз-10" и станции "Салют"

10

27-29 сент.73

В. Лазарев, О. Макаров

"Союз-12"

2

Испытание доработанного корабля

11

18-26 дек. 73

П. Климук, В. Лебедев

"Союз-13"

8

Астрофизические иссл. и многозональная фотосъемка

12

3-19 июля 74

П. Попович,Ю. Артюхин

"Союз-14"

 

Экспедиция на "Салют-3" (стыковка)

13

26-28 авг. 74

Г. Сарафанов, Л. Демин

"Союз-15"

3

Посадка корабля ночью

14

2-8 дек. 74

А Филипченко
Н. Рукавишников

"Союз-16"

6

Испытание корабля «Союз-М», специально модифицированного для стыковки с "Аполлоном"

15

11 янв. – 9 фев. 75

А. Губарев, Г. Гречко

"Союз-17"

 

Экспедиция на "Салют-4"(стыковка)

16

24мая - 26июл.75

П. Климук, В. Севастьянов

"Союз-18"

 

2-я экспедиция на "Салют-4"(стыковка)

17

15-21 июля 75

А. Леонов, В. Кубасов

"Союз-19"

5

По официальному плану  –  первый международный космический полет, маневрирование и две стыковки

 

Примечание. Из списка исключены 6 полётов на кораблях «Восток» и «Восток-2» самой первой конструкции, состоявшихся до первого космического полёта А.Леонова, 3 полёта на «Союзах»: «Союз-1» (апр. 67,  космонавт погиб), «Союз-11» (июнь 71, экипаж погиб»), «Союз-16-1» (апр. 75, неудачный запуск, суборбитальный полёт). Всего исключено 9 полётов.

       Первый международный совместный полёт – это наисерьёзнейшее мероприятие.  И советские специалисты под руководством технического руководителя советской части К.Д. Бушуева выполнили огромный объём технических работ (разд.2). Но техника без людей мертва. И чтобы этот колоссальный труд не пропал впустую, вершину пирамиды этого труда должен венчать экипаж, выбранный из самых подготовленных к такому полёту космонавтов.

       Какими же критериями руководствовались те, по чьему распоряжению членами этого исторического экипажа оказались А. Леонов и В. Кубасов? Проанализируем выборку из «Хроники пилотируемых полётов» [1], в которой есть сведения о том, какие задания выполнялись в каждом из полётов советских космических кораблей от полёта Ю. Гагарина до полёта ЭПАС.

     Очевидно, что подбор членов экипажа, в огромной мере определяется теми задачами, которые экипажу придётся решать в соответствии с программой полёта.  Рассмотрим два варианта.

Версия №1: Несмотря на аргументацию всех предыдущих разделов, полёт выполнялся строго в соответствии с объявленной официальной программой ЭПАС

       В этом случае экипажу «Союза-19» предстояло сблизиться с «Аполлоном» и провести две стыковки. В обеих стыковках активная роль по плану отводилась «Аполлону». Но, очевидно, что и умелые действия экипажа «Союза-19» должны были способствовать успеху стыковок. Автор консультировался со специалистами и ему разъяснили, что ответственность за выполнение стыковок возлагается на командира экипажа. Поэтому очень желательно, чтобы командир имел  следующий опыт:

1) опыт маневрирования с изменением параметров орбиты;

2) опыт ближнего маневрирования для непосредственного сближения с «Аполлоном»;

3) опыт стыковки с другим кораблём.

Кроме того, поскольку для ЭПАСа использовался модернизированный корабль «Союз», то отсюда естественно вытекает и четвёртое требование:

4) командир должен иметь опыт полёта хорошо бы на «Союзе-М», но, на худой конец, хотя бы на типовом «Союзе».

 

       Фиолетовым цветом в таблице отмечены «Союзы», успешно стартовавшие до ЭПАСа. Ни на одном из этих пятнадцати «Союзов» командир «Союза-19» А. Леонов не летал. Он летал за 10 лет до ЭПАС (1965г.) на корабле «Восход-2», устройство которого очень сильно отличается от устройства «Союза».

       Желтым цветом отмечены пять полётов, в которых «Союзы» осуществляли маневрирование в космосе. Сюда же включены полёты, в которых стыковка отрабатывалась, но не состоялась. Потому что такая отработка не могла проходить без маневрирования, хотя это маневрирование и не привело к следующему качественному техническому скачку – стыковке. Никакого опыта маневрирования в космосе у А. Леонова не было. Тот «Восход-2», на котором он летал, маневров не совершал.

       Зелёный цвет отмечает осуществление стыковки. Такой задачи перед А. Леоновым на «Восходе-2» и не стояло. Не с кем и не с чем  было стыковаться «Восходу-2». Так что и опыта стыковки в космосе А. Леонов, естественно не имел.

       Лазурным цветом отмечен полёт, в котором испытывался корабль именно той модификации («Союз-М»), на каком предстояло лететь в июле 1975 года А. Леонову. Но А. Леонов не летал на этом «Союзе-М», то есть не участвовал в генеральной репетиции советской части ЭПАС.

       Очевидную альтернативу А. Леонову представлял А. Филипченко - командир полётов «Союза-5» и «Союза-16» - «Союза-М». Это тем более интересно, что экипаж в составе А. Филипченко и Н Рукавишникова был дублирующим в день старта «Союза-19» [2].

       *А. Филипченко до полёта ЭПАС пробыл в сумме 11 суток в космосе в двух полётах, из которых последний состоялся за семь месяцев до ЭПАСа. У А. Леонова – 1 сутки полёта за 10 лет до ЭПАСа.

       *А. Филипченко оба раза летал на «Союзах», причём последний раз летал на той самой модификации, что создавалась специально под ЭПАС. И был командиром в этом полёте, который стал генеральной репетицией советской части ЭПАС. А Леонов летал на корабле «Восход-2», который ко времени ЭПАС уже давно не применялся.

      *А. Филипченко имел опыт маневрирования в космосе, А. Леонов – нет.

       *Опыта успешной стыковки А.Филипченко не имел. Но сказать, что у него по этой части был, как и у А. Леонова, совершенно нулевой опыт – нельзя. Потому что программа совместного полёта трёх кораблей – «Союзов – 5,6,7» предусматривала стыковку двух кораблей при третьем наблюдающем. Стыковка не получилась. Но на неудачах тоже учатся. Опыт даже неудачной стыковки, но в космосе, тоже кое-что значит. У А. Леонова не было и этого.

 

       В общем, с рассмотренной точки зрения у А. Леонова одни пустые места и пробелы. Его кандидатура не отвечала ни одному из перечисленных требований. Конечно, А. Леонов прославился тем, что совершил первый выход в открытый космос. Но по проекту ЭПАС выход в космос не планировался.

       Казалось бы, что командир основного экипажа должен иметь больший опыт полётов, чем командир дублирующего. Тем более что полёт предстоял уникальный и по технической сложности, и по политическому значению. Но в действительности всё происходит с точностью до наоборот. И командиром «Союза-19» стал А. Леонов, а не тот же А. Филипченко или другой возможный кандидат. Уместен ли будет такой пример? На генеральной репетиции спектакля главную роль играет артист Иванов, но на премьере спектакля главную роль поручают Сидорову. Иванова же, находящегося в добром здравии, главреж оставляет за кулисами. Очень странное решение.

       Абсурд? С первого взгляда – да. Но не означает ли этот факт на самом деле то, что все выше перечисленные требования – практическое знание корабля «Союз» в полёте, опыт маневрирования в космосе и опыт стыковки – в полёте ЭПАС были и не особенно нужны? Такое объяснение ещё раз указывает на то, что полёт «Союза-19» проходил не в соответствии с официальной программой ЭПАС, а по какой-то другой программе. По какой?

Версия №2: Аргументация всех предыдущих разделов, в целом, правильна, и «Союз-19» не встречался на орбите с «Аполлоном»

      В этом случае требования по п.п. 1,2,3  отпадают. Раз нет встречи с «Аполлоном» - то встречаться и стыковаться будет не с кем. Достаточно пробыть на орбите положенное число суток и спуститься. А спуск в штатном режиме осуществляется автоматически. Пункт 4, конечно, желателен, но не настолько, чтобы без него нельзя было обойтись.

      Но тогда на первый план выступают совершенно иные требования и уже к обоим членам экипажа. Они должны будут заявить после полёта, что встречались с американцами на орбите. И потом всю жизнь держаться этого утверждения. Здесь уже важны особые психологические качества членов экипажа. И, конечно, нужны отличные и особо доверительные отношения с американцами. Настолько доверительные, чтобы американцы могли вверить экипажу свою особо важную государственную тайну – отсутствие у американцев корабля для пилотируемых полётов со всеми вытекающими отсюда выводами относительно полётов «на Луну», «Скайлэба» и многого другого.

       И доверие Политбюро, конечно тоже нужно. Оно ведь тоже рисковало. В этом случае выбор кандидатур для экипажа не мог обойтись без соответствующей проверки на лояльность. И надо сказать, что те, кто сделал этот выбор, видимо, не ошиблись.

       В настоящее время командир «Союза-19»  стал оратором №1 во всех телепередачах и в Интернете, где доказывается, что американцы были на Луне (илл.1). Он «развеивает и опровергает многочисленные слухи», разъясняет «невежественным людям», угрожает «судом за клевету» упорствующим скептикам. В качестве только одного примера  на эту тему можно привести его интервью в [3].

      

 

Илл.1. Слева: 2009 г., командир корабля «Союз-19» А. Леонов очередной раз «развеял слухи о том, что американцы не были на Луне» [4];

Справа: 2010 г.,  Т. Стаффорд и В Кубасов рекламируют часы фирмы «Омега» на встрече по случаю 35-летия полёта ЭПАС [5]. (скопировано – февраль 2012)

 

Борт-инженер тоже участвует в соответствующей разъяснительной работе. «15 июля 2010 года, ровно через 35 лет после программы "Союз-Аполлон", четверо героев космоса, космонавты Алексей Леонов и Валерий Кубасов, и астронавты Томас Стаффорд и Вэнс Бранд, встретились в Нью-Йорке, по необычному поводу  — чтобы представить юбилейное издание часов, которые были с ними в космосе. И в необычном месте — бутике часов фирмы Омега (Omega Watches Boutique)» [4] (илл.1). Как видим, и пропаганду вместе ведут, и бизнес не забывают. И в Америке ценят заслуги В. Кубасова. Он – почётный гражданин шести городов США: Нью-Йорка, Хьюстона, Сан-Франциско, Атланты, Нашвилля и Солт-Лейк-Сити [5].

 

       Интересное письмо автор получил  от Д. Кропотова: «Есть книга воспоминаний В. Кубасова «Прикосновение космоса» [6]. Просмотрел книгу, что удивило,  полету ЭПАС посвящено максимум несколько абзацев. В основном —  рассказы про первый и последний (из трех) полетов Кубасова. Причем, про третий полет («Союз-36»)  —  чуть ли не поминутно, включая процесс посадки, а про самое большое достижение Кубасова в карьере космонавта  —  полет ЭПАС удивительно мало. Скорее всего, стесняется много говорить на эту тему».

       «На мой взгляд, об этом же свидетельствует и молчание А. Леонова о деталях полета ЭПАС. Например, в книге Леонова «Жизнь среди звёзд», написанной после ЭПАСа,  нет сколько-нибудь подробного описания этого полета. А ведь это вершина космической карьеры Леонова! [7]»

 

        Действительно, вершина!  Чтобы убедиться в этом, прочитаем отрывок из книги «Космические мосты» известного в то время космического писателя и журналиста В. Губарева. Эти строки были написаны по горячим следам ЭПАС (книга вышла в 1976 году):

       «Двое суток летели вместе «Союз» и «Аполлон», месяц продолжался «земной полет» экипажей ЭПАС по Советскому Союзу и Соединенным Штатам Америки.  Астронавты …совершили большую поездку по стране. Советские космонавты прибыли в Вашингтон 12 октября. Этот день отмечается в США как день открытия Америки Колумбом. И радушные хозяева постарались показать Колумбам звездного океана свою страну… десять городов за две недели. И везде, где бы они ни были, их принимали как вестников мира и улучшения отношений между нашими странами.  «Когда я вижу, как нас встречают и в СССР, и в США,  —  признался однажды В. Бранд,  —  мне хочется еще раз полететь в космос. Теперь я убедился, что мы работали на орбите во имя всего человечества».

       Почему же так скупы в своих воспоминаниях члены экипажа «Союза-19» в отношении своего самого знаменитого полёта? Ведь вестниками мира были, ведь работали во имя всего человечество. А, судя по объёму их соответствующих воспоминаний, вроде, как и не стоит особо ворошить прошлое. С чего бы это такая скромность?

 

Ссылки:

1. «Хроника пилотируемых полетов» http://www.zabor.com/space/astronauts/dates.html

2. Полёты кораблей по программе ЭПАС http://astronaut.ru/register/register-epas.htm

3. Алексей Леонов развеял слухи о том, что американцы не были на Луне http://rian.ru/science/20090720/177908258.html

4.  http://www.polit.ru/news/2010/07/22/soyuz_apollo/

5. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%83%D0%B1%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2,_%D0%92%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9D%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87

6. В. Кубасов «Прикосновение космоса» http://militera.lib.ru/explo/kubasov_vn/index.html

7. А. Леонов, А. Соколов. Жизнь среди звёзд — М.: Молодая гвардия, 1981. http://scifiart.narod.ru/Albums/5_001.htm

8. Губарев В.С. 'Космические мосты' - Москва: Молодая гвардия, 1976 - с.208 Земная орбита http://12apr.su/books/item/f00/s00/z0000010/st010.shtml

 

Доктор наук физико-математических наук Попов А.И. Последняя редакция 16.7.12