Часть 1. Подготовка к ЭПАС

1. Как СССР и США готовили новую космическую технику

 

И «Союз», и «Аполлон» изначально были совершенно не предназначены к стыковке друг с другом. Поэтому, чтобы их стыковка стала возможной, каждая из сторон должна была провести очень серьёзную работу. По тому, как каждая из двух стран провела эту работу, можно судить о серьёзности её намерений. Но как это можно это сделать, не будучи специалистом в области космической техники? А мы воспользуемся простым критерием, применимым к любому новому изделию, будь то космический корабль или домашний утюг.

Любое новое изделие, прежде чем его применять, испытывают на работоспособность в тех условиях, на которые это изделие рассчитано.

Такой подход подтверждают слова дважды Героя Советского Союза, космонавта, тогдашнего заместителя главкома ВВС, генерала - лейтенанта авиации В.А. Шаталова [1]:

      «Следуя установившейся у нас традиции, доработанный корабль испытывался не только в беспилотном варианте, но и с экипажем на борту, который опробовал доработанные системы в полете. Я считаю эту традицию оправданной. Полную уверенность в работоспособности той или иной (космической) системы могут дать только испытания в самом космосе». Это означает, что и советский, и американский модифицированные корабли каждый по отдельности должны были ещё до начала совместного полёта пройти успешные испытания в космосе.

Провела какая – либо сторона такие испытания – значит, она прошла свою часть пути в подготовке встречи на орбите. Не провела  -  значит, есть основания считать, что она и не собиралась лететь в космос.

 

Как СССР готовил космическую технику к полёту ЭПАС



Переделки корабля «Союз» подробно описаны в советских и российских источниках [1-5].  Вот краткие выдержки из них.

«Осенью 1972 года начались проектные работы по кораблю для ЭПАС. Он получил открытое название «Союз - М». Беспилотные автоматические «Союзы - М» шли под обозначением "Космос". Объем модернизации корабля по сравнению с "Союзом" составил 35-40%. В силу большого объема доработок принимается решение о проведении двух беспилотных пусков и одного - двух пилотируемых. Поэтому   были изготовлены ШЕСТЬ кораблей (зав.№№71-76), из них два для совместного полета» [4].

 

 Илл.1. «Союз-М», разработанный на основе корабля «Союз» специально для полёта ЭПАС [2]

 

 

            «Испытания начались полетом беспилотного «Космоса - 638» 3 - 13 апреля 1974 г (зав. № 71) [4]. Корабль испытывался во всех режимах с положительными результатами. Но возвращение корабля происходило в режиме баллистического спуска вместо управляемого. Это был случай, когда ошибку не заметила ни одна группа специалистов.

На корабле стоял сопловой насадок для сброса давления из бытового отсека перед его отделением при спуске. Рядом с ним была установлена стыковочная мишень, и на ней при сбросе воздуха появилось давление. Система управления зафиксировала потерю ориентации и перевела спускаемый аппарат в баллистический спуск».

Таким образом, всего лишь одна неудачно расположенная железка массой в несколько кг сбила автоматический корабль на баллистический спуск. Будь корабль пилотируемым, космонавты испытали бы на себе очень опасные перегрузки. Этот случай подчёркивает, что при разработке космической техники всё новое нужно обязательно испытывать в космосе. Никакие компьютерные моделирования, никакие технические совещания не смогут предсказать  все возможные ситуации («ошибку не заметила ни одна группа специалистов»). После исправления ошибки «второй беспилотный полет  «Космос - 672» был успешно выполнен 12 - 18 августа 1974 г (зав. № 72)».       

               «Завершил испытания полет корабля «Союз - 16», уже с экипажем в составе А.В. Филипченко и Н.Н, Рукавишникова (2 - 8 декабря 1974 г, зав. № 73)» [4]. «Союз - 16» был аналогичен кораблю, которому предстояла встреча с «Аполлоном». Были успешно испытаны модернизированные бортовые системы, новый стыковочный агрегат и многое другое. Отрабатывались действия экипажа при решении тех задач, которые предстояло решать участникам совместного полета» [2].

«Собственно к полёту ЭПАС были подготовлены, полностью снаряжены и заправлены топливом  два корабля (зав. № 75 и 76)». Был предусмотрен даже двойной сбой в готовности к полёту в день «Ч». «На этот случай в резерве находился ещё один корабль – зав. №74.

Ракетно-космический комплекс «Союз» тоже был существенно модернизирован. Для отработки проведены семь пусков новой РН с беспилотными аппаратами и один контрольный пуск с первым беспилотным кораблем.

Была доработана система аварийного спасения (САС). Для отработки предусматривались два пуска на экспериментальной установке с имитацией аварии на СК» [4].

 

Для участия в проекте ЭПАС американцами был фактически предложен один — единственный экземпляр корабля «Аполлон» [4,5]. Это создало большие трудности для советской стороны. Дело в том, что если на  Байконуре уже заправлены топливом  основной корабль и дублёр, а американцы вдруг сообщают о задержке, то топливо из «Союзов» уже не сольёшь, потому что: «в топливе есть химически агрессивные вещества, которые постепенно разрушают элементы конструкции двигателя» [3]. И в итоге заправленный, но не стартовавший вовремя корабль выходит из строя. Именно на этот случай был изготовлен и доставлен на космодром в качестве запасного и резервного третий корабль «Союз - М» (зав. №74).

 

Как США готовили космическую технику к полёту ЭПАС

 

У «Аполлона-ЭПАС» по проекту предусматривалась крупная и принципиально новая дополнительная часть —  стыковочный модуль - шлюз  для стыковки кораблей и перехода экипажей из корабля в корабль (масса – 2т, длина – 3м, рис.2) .

 

Илл.2. Схема корабля «Аполлон» по проекту ЭПАС [2]:

 

Кажется очевидным, что при подготовке ЭПАС американцы должны были не раз и не два испытать в космосе корабль вместе с модулем-шлюзом. Как писал В. А. Шаталов: «Если бы на нашу долю выпало изготовление шлюзовой камеры для перехода экипажей из корабля в корабль, мы бы и ее испытали в условиях космического полета» [1].

Ничего подобного американцы не сделали.

 

 

 

Сопоставление

 

Автор свёл всё сказанное о подготовительной работе в СССР и США в одну таблицу. Как видим, в «американской» части таблицы в отличие от «советской» части стоят сплошные нули!

 

Таблица. Что произведено, доработано и испытано в космосе при подготовке полёта ЭПАС

Технические мероприятия

СССР

США

Разработано и изготовлено кораблей специально для подготовки и проведения ЭПАС. Из них:

6

0*

     Испытано до дня «Ч» автоматических  кораблей на орбите 

2

0

Испытано до дня «Ч» пилотируемых  кораблей на орбите

1

0

В день «Ч» приведён в полную готовность дублирующий корабль

1

0

В день «Ч» в дополнение к дублирующему кораблю подготовлен резервный корабль 

1

0

Доработка ракеты – носителя (количество испытаний)

8

0**

Доработка системы аварийного спасения - САС (количество испытаний)

2

0

Примечания:

* выделен один корабль, якобы оставшийся якобы от «лунных» полётов;

** сведений о доработке ракеты у автора нет, но известно, что после ЭПАС ракета ни разу не использовалась, что говорит об её низких практических качествах.

 

Почему же американцы ничего не испытывали в космосе и не предусмотрели никаких мер резервирования? Неужели американская космическая техника так надёжна? А что рассказали бы об её надёжности 14 человек из погибших экипажей (илл.3) американских челноков «Челленджер» и «Колумбия» [6]?

 

3   ГИБЕЛЬ ЧЕЛНОКОВ

Илл.3. Что сказали бы о надёжности американской космической техники погибшие экипажи «Челленджера» и «Колумбии»?

http://grin.hq.nasa.gov/IMAGES/SMALL/GPN-2000-001423.jpg          http://grin.hq.nasa.gov/IMAGES/MEDIUM/GPN-2000-001867.jpg

http://www.x-libri.ru/elib/smi02224/smi02002.jpg            http://grin.hq.nasa.gov/IMAGES/MEDIUM/GPN-2003-00070.jpg

 

Так какие у нас есть основания верить в сверхъестественную способность американцев создать надёжный корабль для ЭПАС, не проводя его испытаний в космосе? Никаких!

Поэтому содержание таблицы указывает на то, что с советской стороны готовился реальный космический полёт корабля «Союз - М», тогда как с американской стороны готовилась имитация участия «Аполлона» в якобы совместном полёте?

Для такой имитации вполне достаточно одного экземпляра корабля «Аполлон». Даже его макета. Его нужно активно показывать на Земле, обсуждать его устройство с советскими специалистами. Изображать тренировки в нём. В общем, развивать кипучую деятельность на Земле. Но, конечно, бессмысленно испытывать в космосе то, что туда никогда не полетит.

 

Ссылки:

Интернет-ссылки проверены и действуют по состоянию на 30.9.2016

1. «Союз“ и „Аполлон“». Сборник статей под редакцией руководителя проекта «ЭПАС» с советской стороны Героя Социалистического Труда,
лауреата Ленинской и Государственной премий, члена-корреспондента АН СССР К. Д. Бушуева, ИПЛ, М., 1976, 271с.

Часть 4. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/04.html В. А. Шаталов, дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР, генерал-лейтенант авиации «На орбите сотрудничества»,  В указанной статье см. раздел «КОСМОНАВТЫ ДЛЯ ЭПАС», далее – «Четвертый экипаж – Ю. Романенко и А. Иванченков».

2. Там же, ч.1, В. А. Тимченко, В. Н. Бобков, В. В. Васильев. КОСМИЧЕСКИЕ КОРАБЛИ «СОЮЗ» И «АПОЛЛОН», разделы «Союз» для ЭПАС и «Аполлон» для ЭПАС http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

3. Там же, ч.5. А. И. Осташев, канд. тех. наук, Н. И. Зеленщиков, инженер. ««СОЮЗ-19» У ПОРОГА ОРБИТЫ», раздел «СВЯЗАННЫЕ
ОДНИМ ЦИКЛОМ», http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/05.html

4. «Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королёва. 1946-1996. Титульная страница http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/01.html

 Здесь используется http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/energia46-96/06.html

5. Энциклопедия «Космонавтика». Под научн. ред. акад. Б.Е. Чертока. М.: Аванта+, 2004, с.с.128, 341

6. Как провалилась программа Space Shuttle. http://nechtoportal.ru/tehnika-2/kak-provalilas-programma-space-shuttle.html

                                                                                                                                                                        

Последняя редакция 30.09.2016