Часть 3. Спектакль смотрит весь мир

 

9. Рукопожатие! На орбите ли оно?

 

Как писал Я. Голованов, «еще более бурные аплодисменты раздались через несколько часов, когда распахнулся люк стыковочного модуля и Алексей Леонов крепко пожал руку Томасу Стаффорду».

4 августа 2009 года музеем им. Стаффорда (НАСА) в сети выложен клип [1], в котором, в частности, показан эпизод этой радостной встречи. Этот клип можно посмотреть, как вставку илл.4 в тексте предыдущей главы.

Эпизод рукопожатия показан в клипе тремя отрезками (22с - 4:17-4:39; 11с - 4:43-4:55 и 6с – 5:00-5:06). Время стоп-кадра, например, 4:17 (минута, секунда) указано по таймеру клипа. Между перечисленными тремя отрезками вставлены сцены, снятые внутри хьюстоновского ЦУПа.  Здесь мы посмотрим, во-первых, две подборки стоп-кадров из этого эпизода, опуская вставленные сцены, и, во-вторых, две интересные фотографии на эту же тему.

 

На пороге туннеля

 

На илл.1 показаны четыре стоп-кадра из клипа [1]

 

Илл.1. Сцена открытия переходного люка и рукопожатий А. Леонова и астронавтов;

время указано по таймеру клипа (минута:секунда)

Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3 [1]. https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI

(скопировано 22.7.2016)

 

 

Кадр 4:17 показывает нам дверцу люка переходного отсека, к которой приблизился астронавт Т. Стаффорд. То есть, мы смотрим всю сцену, как бы со стороны «Аполлона».

Кадр 4:43. Дверца люка открыта. По туннелю ползком по условному (пока!) полу пробирается космонавт Леонов. Над ним, по направлению к условному потолку (для нас вверх!) – довольно большой промежуток. То есть, тело Леонова распласталось на полу туннеля. Обратите внимание, что левой рукой Стаффорд, похоже, опирается, по направлению «для нас вниз», то есть опирается на пол. Кисть его левой руки, к сожалению, не видна.

Кадр 4:48. Прошло ещё 5 секунд. Леонов подполз, и они вместе со Стаффордом жмут друг другу руки. Стаффорд левой рукой, по-прежнему, вроде бы опирается на пол. Кисть его левой руки опять не видна. Леонов, по-прежнему, лежит на полу туннеля, приподнявшись на правом локте. Локоть прижат к полу.

Кадр 4:54. Другой астронавт жмёт Леонову руку. Леонов лежит на полу в той же позе.

 

На илл.2 показаны две фотографии сцены рукопожатия, по времени примерно соответствующие моменту 4:48 видеоклипа [1]. На них можно лучше рассмотреть то, о чём написано выше.

 

Илл.2. Рукопожатие. Две фотографии, примерно соответствующие моменту 4:48 видеоклипа [1]

http://spaceflight1.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/html/s75-29432.html и

http://spaceflight1.nasa.gov/gallery/images/apollo-soyuz/apollo-soyuz/hires/s75-29432.jpg

http://cache.20minutes.fr/photos/2014/11/12/commander-of-the-soviet-crew-4e8f-diaporama.jpg

 (скопировано автором – 22.07. 2016)

 

Из этих двух фотографий рассмотрим подробнее чёрно-белый снимок, поскольку он, во-первых, он чётче, а, во-вторых, кисть левой руки Стаффорда на нём показана полнее. Крупным форматом чёрно-белый снимок показан на илл.3.

 

 

Илл.3. Рукопожатие. Чёрно-белая фотография с указанием направления веса (по мнению автора).

http://cache.20minutes.fr/photos/2014/11/12/commander-of-the-soviet-crew-4e8f-diaporama.jpg

 

 На снимке илл.3 уже достаточно ясно видно, что левая ладонь Стаффорда развёрнута относительно всей левой руки под прямым углом. Именно так мы опираемся на Земле рукой на любую нижележащую опору, например, на пол.

И Алексей Архипович в туннеле тоже опирается на пол, только локтем. Так оно и должно быть, если туннель находится не на орбите, а на Земле. Направление на опору совпадает для обоих «рукопожателей». Не потому ли, что и на Леонова, и на Стаффорда действует их собственный вес? Всё, как на родной Земле! Направление веса автор показал белыми стрелками.

Именно вес тела прижал Леонова к полу туннеля и отделил его от потолка туннеля. Причём, эта поза Алексея Архиповича наблюдается не только на фотографиях илл.2 и илл.3, отражающих один короткий миг эпизода, но и на всех трёх стоп-кадрах из видеоклипа (4:43 – 4:54), где наш космонавт показан. А это уже 10 секунд стабильного лежания на полу. Поэтому понятия «пол» и «потолок» далее разумно считать уже не условными. И Леонов, и Стаффорд опираются на самый настоящий земной пол.

Тогда становится понятно, почему Леонов, судя по кадрам  4:43 – 4:54, остановился в своём движении именно на пороге туннеля. Хотя, казалось бы, выйти из люка навстречу астронавтам - это так естественно! По мнению автора, поскольку на Леонова действует вес его тела, то если он передвинет своё тело через порог туннеля, то ему придётся опереться руками об пол «Аполлона», который располагается существенно ниже. А такое движение с головой выдаст то, что рукопожатие происходит не на орбите.

 

Астронавт пробирается в туннель

 

Вторая подборка, состоящая из трёх стоп-кадров, показана на илл.4. В верхнем ряду на илл.4 показаны оригиналы стоп-кадров с указанием их времени по клипу. Необычная отметка времени 5:05+ означает, что стоп-кадр с этой отметкой сделан в ту же секунду, что и предыдущий, но чуть позднее. В нижнем ряду показаны все те же кадры, но немного осветлённые автором с помощью графического редактора. Кроме того, на осветлённых кадрах автором проставлены цифры около некоторых заинтересовавших его деталей.

Здесь один из астронавтов (Стаффорд?) забирается в люк. При первом знакомстве с клипом полное впечатление, что астронавт делает это в свободном полёте, то есть, всё выглядит так, как будто его тело парит в невесомости. Этому впечатлению способствует и то, что по ходу клипа разные по типу сюжеты быстро сменяют друг друга, и это не даёт времени вдуматься в содержание того, что показывается на экране. Автор уверен, что такая манера показа намеренна. Её цель как раз и состоит в том, чтобы зритель побольше насыщался эмоциями и поменьше думал.

Но при многократном просмотре этого эпизода и, особенно, при его покадровом изучении создаётся совершенно иное впечатление.

Для начала обратим внимание на некоторые детали, которые автор данной статьи отметил цифрами 1-5.

 

 

Илл.4. Сцена «Астронавт пробирается в туннель».

Верхний ряд: оригиналы кадров с указанием их времени по клипу.

Нижний ряд: те же самые кадры, но осветлённые автором с помощью графического редактора;

кроме того, на осветлённых кадрах автором проставлены цифры около некоторых деталей

Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3 [1]. https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI

(скопировано 22.7.2016)

 

Детали 1 и 2 – это провисшие вниз петли кабелей. В невесомости гибкие кабели могут принимать очень произвольные формы, но когда два кабеля в двух разных местах провисли вниз одинаковым образом и в одинаковом направлении, то есть, так, как это обычно происходит на Земле, то это привлекает внимание (илл.5).

 

 

Илл.5. Укрупнённый фрагмент любого из кадров нижнего ряда илл.4. Провисание проводов 1 и 2.

Стрелками показано направление веса (по мнению автора)

 

Деталь 3. На изображениях илл.4 и илл.5 она плохо различима. Поэтому автор приводит на илл.6 укрупнённый фрагмент изображения с этой деталью. Становится достаточно различимой некая петля, свешивающаяся вниз почти вертикально. И она, по мнению автора, тоже свешивается под действием своего веса. Направление веса показано белой стрелкой.

 

Илл.6. Висящая петля 3.

а) с небольшим осветлением (как в нижнем ряду илл.4);

б) после более глубокой обработки графическим редактором.

 

Деталь 4. Это – отвисшая вниз кромка куртки астронавта в области его живота (илл.7).

 

 

Илл.7. Укрупнённый фрагмент илл.5 (кадр 5:00). Отвисший вниз край куртки астронавта.

 

Чтобы пояснить интерес к куртке астронавта, придётся сделать небольшое отступление. На илл.8а показан обычный снимок рукава обычного пиджака. В своей нижней части рукав провисает и образует свободное пространство. Сверху же рукав пиджака прилегает к руке. Это может быть и другая верхняя одежда, лишь бы не эластичная.

Посмотрим для сравнения композицию, снятую на МКС (илл.6б).  Мягкий рукав астронавта 1 провис условно «вниз». Зато обшлага брюк астронавта 2 «провисли» «вверх». А обшлага брюк участника 3 окружили пятки со всех сторон, почти не касаясь ног. И уже нельзя сказать, где же «верх», а где «низ». Так и должно быть в невесомости, где все направления  равноправны. 

 

Илл.8. а) на Земле обшлаг рукава под действием своего веса снизу отвисает, а сверху прижат к руке (фото автора);

б) на МКС в невесомости обшлага одежды оттопыриваются от рук и ног в самых разных направлениях.

 http://images.spaceref.com/news/2011/ooiss028e017535.jpg (скопировано – февраль 2012)

 

 

Вернёмся к астронавту. Нижний край его куртки отвисает от его живота, тогда как верхний край куртки плотно прижат к его спине. Этот факт указывает на то, что край куртки оттягивает вниз её вес. Направление веса показано на илл.7 белой стрелкой.

 

Деталь 5. Петли некоего тяжёлого и, судя по виду, довольно жёсткого кабеля или шланга. По ходу эпизода он то, опускается, то всплывает. Но, в основном, все свои маневры шланг делает в нижней половине кадра и, если его не дёргают, то «предпочитает отдохнуть» где-нибудь пониже, а то и прилечь на самого астронавта.

 

Деталь 6. Люк открывается вбок. У нас на Земле двери тоже открываются вбок, или вправо, или влево. Никому не придёт в голову крепить петли двери так, чтобы она открывалась к потолку. И неудобно, и опасно! Сорвётся дверь с предохранителя и прихлопнет входящего. Открывать её так, чтобы она накрывала пол – так она будет мешать ходить. Тоже глупо. Только вбок! Именно так и открывается дверь  в эпизоде «рукопожатие».

 

А в космосе нет ни верха, ни низа. Поэтому люк шлюза может открываться в любую сторону. Что мы и видим на илл.9, где показан эпизод прохождения через люк настоящего космонавта на настоящей орбитальной станции. Космонавт не боится, что люк захлопнется. Ведь он ничего не весит, и его положение можно надёжно зафиксировать самым лёгким стопором.

Илл.9. Станция «Салют-6». Космонавт проходит через входной люк станции.

Космос, время московское (Салют 6) http://gtrf.info/35_1288.html 

 

Доказывает ли открывание дверцы люка вбок на илл.1 - 4 то, что у дверцы люка есть вес? Взятый в отдельности, этот факт не доказывает ничего!  Но с учётом того, что все другие рассмотренные выше факты указывают на одно и то же направление веса, мы можем сказать, что и положение дверцы люка на илл.1 - 4 соответствует этому же направлению.

То есть, применительно к илл.1 - 4, факт открывания дверцы люка вбок является дополнительным свидетельством того, что эпизод рукопожатия снимался не в невесомости.

 

Иллюзия «полёта в невесомости»?

 

А как же тогда объяснить горизонтальное положение тела астронавта? Автор уже писал, что первое, что приходит на ум, это - невесомость. Но отмеченные выше детали уже дали основание усомниться в этом. Покадровый анализ этого эпизода на соответствующем редакторе углубляет эти сомнения. Нам потребуется всего 4 стоп-кадра (илл.10). Теперь время кадра фиксируется с точностью до сотых секунды.

 

Илл.10. Анализ эпизода «астронавт пробирается в туннель» с помощью видеоредактора.

 

Илл.10а (начальник советского ЦУПа А. Елисеев с глубоким интересом смотрит на экран, момент 5:00,37) непосредственно предваряет эпизод вползания астронавта в люк. Между этим кадром и следующим кадром (илл.10б) нет ни одного промежуточного кадра.

Илл.10б – это самый первый кадр эпизода «астронавт пробирается в туннель». Он следует в клипе немедленно после кадра с А. Елисеевым, всего через три сотых секунды.  На этом кадре астронавт уже держится обеими руками за край туннеля, то есть имеет уже одну и весьма прочную и удобную точку опоры для своего тела.

А нет ли второй точки опоры для тела? Например, в области нижней части тела? Учитывая заведомо отличную физическую подготовку астронавта, это очень просто решило бы вопрос о горизонтальном положении тела. Вполне вероятно, что астронавт выполняет элементарное для каждого физкультурника упражнение, которое называется «отжимание от пола на руках». По кадру илл.10б мы ничего не можем об этом сказать, поскольку нижняя часть его тела почти целиком скрыта от зрителя.

Илл.10в – это самый последний кадр эпизода «астронавт пробирается в туннель». Более половины тела астронавта – уже в туннеле. Астронавт в нём возлежит как бы на боковой стенке туннеля, но о наличии невесомости это никак не говорит. Потому что астронавт обеими руками упирается в противоположную стенку туннели и прочно зафиксировал в нём верхнюю часть своего тела. А правая ступня астронавта так подозрительно близка к какой-то чёрной горизонтальной плоскости (окантованной светлым материалом). Уж не опирается ли эта ступня на эту плоскость? А что делает левая ступня астронавта (та, что расположена повыше)?

 

Вот бы сейчас увидеть его свободно висящие ступни ног! Тогда бы это хоть как-то уверило бы нас, что сцена снята в невесомости. Но показать это у тех, кто снимал эпизод, времени почему-то не хватило, потому что на этом кадре 5:07,56 весь 7-секундный эпизод «астронавт забирается в туннель» обрывается. Через 0,03 секунды следующий кадр показывает уже совершенно другую сцену (илл.10г).

 

Представляете? Продли кинорежиссёры показ эпизода с астронавтом и туннелем всего на несколько десятых секунды, и многие только что прозвучавшие вопросы «повисли бы в воздухе»!                                                        Неужели они не догадались об этом! Вряд ли! Американские режиссёры знают своё дело. И раз не показали ступни астронавта полностью, значит, нельзя было показывать. Видимо, астронавт действительно исполняет упражнение «отжимание от пола». В общем – иллюзион на тему «невесомости»!

 

***

            В целом, автор приходит к выводу, что и сцена рукопожатия (илл.1-3), и сцена с «нырком» астронавта в туннель (илл.4), скорее всего, сняты на Земле!

И, как отметил, один уважаемый коллега автора, «не зря в космос отправили именно экипаж Леонова, несмотря на вопиющую нештатную ситуацию с неработающим на старте ТВ. Никакие дублеры не смогли бы заменить настоящих участников аферы, с которыми уже заранее были проведены все необходимые фото и видеосъемки».

 

 Ссылки:

Интернет – ссылки проверены по состоянию на 30.9.2016

1. Видеоклип НАСА (9:40). Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3.  https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI .  Выложен 4.8.2009 музеем им. Стаффорда

 

        Последняя редакция 30.9.2016