Часть 3. Спектакль смотрит весь мир

 

10. Президент США беседует с пассажирами самолёта «нулевой гравитации»

 

 

Кадры из советского ТВ 1975 года

(Читатель помогает автору!)

 

Мы подробно разобрали клип НАСА [1]. А что интересного показывало в 1975 году советское ТВ? Много интересного! Мы познакомимся с одним эпизодом, на который автору указал один из читателей.

 

Илл.1. Заставки отечественного телефильма об ЭПАС от 23 мая 2014 года, созданного по телевизионным архивам 1975 года.

http://www.youtube.com/watch?v=yhcJaPpK36w

 

После публикации первого варианта данной статьи автор получил интересное письмо от читателя (http://www.manonmoon.ru/articles/l1.htm , выделение жёлтым сделано автором статьи):

 

Уважаемый Александр Иванович! После прочтения статьи «Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?», у меня появилось желание обратить Ваше внимание на несколько странных фактов связанных с видеоклипом «Союз – Аполлон». Рукопожатие в космосе (эфир от 23 мая 2014 года) /1975/, размещённым по адресу  http://www.youtube.com/watch?v=yhcJaPpK36w. В клипе есть момент групповой съемки продолжительностью 9 мин 03 сек - с 15:26 по 24:29.

Первый момент: в 17:17 по таймеру клипа всех троих участников синхронно качнуло вправо, как на кочке автомобиль.

Второй момент: в 22:54 рядом с Кубасовым самопроизвольно начинает летать кругами некий блестящий предмет, а в 23:00 статичная до этого момента картина «взрывается»  чередой суетливых действий. Кубасов «подвешивает» камеру, отпуская при этом «фолиант», который держит в руках. И «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой». Чего мы совершенно не наблюдаем, например, в 18:03,  когда он же удерживает рукой только половину «фолианта», вторая же спокойно свисает вниз.

 Стаффорд снимает с головы и "подвешивает" шлемофон, похожее действие делает Леонов, но выглядит не столь убедительно, а в 23:45 (через 45 секунд – А.П.) вся суета заканчивается, ничего уже не летает, всё убрано из кадра или удерживается в руках, картинка снова становится статичной.

Похожий эпизод есть с 25:46 по 26:11 (через 25 секунд – А.П.), все так же усиленно суетятся и всё время снимают/надевают шлемофоны, предметы парят в кадре.

Такое впечатление, что суета возникает именно в те моменты, когда «появляется» невесомость?

И ещё самый забавный эпизод: с 10:39 по 12:44 показана вроде бы прямая трансляция на монитор в ЦУПе. Вот только в 11:58 прямо на мониторе картинка меняется, сначала показывают американца сзади, наполовину вплывшего в отсек с двумя космонавтами и одним астронавтом, и следом камера в отсеке демонстрирует тех троих, но совершенно не показывает вплывшего в отсек астронавта.

Такое впечатление, что «специалисты» в американском ЦУПе вместо прямой трансляции смотрят ранее смонтированный материал с нарушенной последовательностью событий... Тем более что когда 4-х человек снимают с двух ракурсов, подразумевается наличие 6-ти человек?

Хотелось бы услышать Ваше мнение!».                         Дмитрий Горюнов.

 

В самолёте «нулевой гравитации»

 

Автор благодарен Д. Горюнову за его незаурядную наблюдательность и с удовольствием прокомментирует это письмо. Читателей же данной статьи автор просит посмотреть клип. Причём промежутки времени, указанные Д. Горюновым, желательно просмотреть не менее трёх раз, потому что явлений много, они быстротечны, и сознание не успевает сразу разглядеть все сомнительные нюансы (на что, собственно, и рассчитывали авторы фальсификации!). Ниже представлены несколько стоп-кадров из обсуждаемого фильма, но автор подчёркивает, что стоп-кадры не могут заменить просмотра самого фильма. Они лишь обращают внимание на самые интересные моменты. Фильм нужно смотреть!

 

Автор уже писал, что кинематограф тех лет обладал богатым арсеналом специальных приёмов, позволяющих имитировать невесомость. Но эти приёмы, как правило, сосредотачивались на одном предмете. Чаще всего это был «парящий в невесомости» человек. А если нужно продемонстрировать невесомость сразу для нескольких предметов? Те же камера Кубасова и его «фолиант», шлемофоны Леонова и Стаффорда? Не привяжешь же к каждому предмету систему тросиков! И сложно, и в итоге ничего путного не выйдет.

И вот здесь на помощь киношникам, заготовлявшим в 1974 году (см. главу 3) телерепортажи с «орбиты» для 1975 года, вполне могли придти появившиеся в конце 50-х годов так называемые  самолёты «нулевой гравитации». В самолётах «нулевой гравитации» можно создать на короткое время состояние, близкое к невесомости [1].

Такие самолёты понадобились в связи с необходимостью тренировок будущих космонавтов. Применяются они и сегодня, причём в наше время за умеренную плату в них может прокатиться любой желающий (илл.2а).

 

Илл.2. В самолёте «нулевой гравитации»

http://www.starcity-tours.ru/category/zvezdny/zerogravity/

 

На самом деле «нулевая гравитация» - это красивое (на публику!), но не очень точное название. Никто и ничто не «обнуляет» гравитацию (то есть притяжение Земли) в этих самолётах. Не знают физики такого способа.

Просто специально подготовленные пилоты этих самолётов на определённых участках трассы полёта, заставляют самолёт почти свободно падать. Не до земли конечно, а со своевременным переходом в горизонтальный полёт. А свободное падение – это и есть невесомость. Под самолёты «нулевой гравитации» переоборудуются большие и вместительные транспортные самолёты (илл.2б). В салонах таких самолётов можно разместить целый космический корабль, а то и два.

Переоборудование самолёта, в основном, касается его салона. Иллюминаторов в салоне, как правило, нет. Незачем пассажирам видеть, что самолёт во время их невесомости стремительно падает. Стены салона обивают мягким материалом, чтобы предохранить «летающих» людей от нечаянных ушибов.

            Такой самолёт летит по специальной траектории (илл.2в) и на её верхнем участке на короткое время переходит в состояние, близкое к свободному падению. Во время падения на короткое время («22-28 секунд в зависимости от условий выполнения полета» [2]) в самолёте создаётся обстановка, близкая к невесомости.

Очень многое зависит от искусства пилота. Во-первых, он должен очень точно чувствовать, когда наступает пора выводить самолёт из падения. Иначе этот полёт окажется последним. Во-вторых, надо очень тонко управлять тягой двигателей в короткий период квазиневесомости, потому что сопротивление воздуха искажает картину свободного падения. Будет тяга чуть выше положенного – самолёт будет ускоряться, и невесомость в салоне «испортится». Будет тяга чуть меньше положенного – самолёт будет тормозиться набегающим воздухом, и невесомость опять «испортится». Причём это соотношение «больше/меньше» не постоянно, оно меняется в процессе падения самолёта. Так что, пилот должен быть мастером своего дела. Пилот, если ему прикажут, может и превысить предел 28 секунд, но тогда у всех предметов в салоне появится небольшой, но всё-таки заметный вес.

            Главный вывод из этого объяснения состоит в том, что в салоне достигается не абсолютно полная невесомость, а квазиневесомость, то есть приблизительная невесомость. Перед началом периода «невесомости» над пилотской кабиной самолёта зажигается световой сигнал.

 

Почему автор так подробно описал принципы полёта «нулевой гравитации»? Потому что это нам поможет понять и объяснить все те странности, на которые обратил внимание Д. Горюнов:

 

1) «всех троих участников синхронно качнуло вправо, как на кочке автомобиль».

На орбите кочек нет, а вот на пути самолёта – бывают. Их называют «воздушные ямы». Может качнуть в сторону и без воздушных ям – если пилот, немного, но резко подправит курс самолёта;

2) «в 22:54 рядом с Кубасовым самопроизвольно начинает летать кругами некий блестящий предмет».

Действительно, на фоне лица Кубасова на экране движется какое-то светлое пятнышко, то кругами, то по более сложной траектории (см. белую стрелку на илл.3, момент 23:00).

Кубасов никак не реагирует на это пятнышко – ни взглядом, ни действиями. Автор полагает, что на самом деле никакой реальный «блестящий предмет» не кружился вокруг Кубасова. Это кажущийся эффект, иначе говоря, игра световых бликов. Поэтому Кубасов и не реагирует на якобы кружащийся вокруг него «блестящий предмет». Этого предмета просто нет! А мы (зрители) видим световой блик, кружащийся на фоне лица Кубасова.

Можно полагать, что в 22:54 в салоне самолёта зажёгся световой сигнал, предупреждающий о том, что через несколько секунд пилот переведёт самолёт в режим полёта, дающий «невесомость». Иногда дополнительно используют блестящий шарик, висящий на ниточке и освещённый сбоку. Если этот шарик слегка раскачивается, то он вполне может давать блики, вращающиеся по кругу. Если шарик успокаивается, то и световой блик от него тоже как бы замирает. Именно такое поведение небольшого светлого пятнышка мы и наблюдаем на фоне лица Кубасова в период квазиневесомости.

«На фоне лица» вовсе не означает, что световой блик попадает непосредственно на лицо Кубасова. Каким-то путём обратное отражение от этого светового сигнала попадает в объектив камеры кинооператора, находящегося в салоне самолёта и снимающего сцену «на орбите». Например, можно допустить, что интерьер с космонавтами/астронавтами отделён от кинооператора стеклянной перегородкой. И отражение светового блика от этой перегородки проецируется на изображение лица Кубасова. Естественно, что Кубасов это отражение не видит и потому никак на него не реагирует.

 

Илл.3. Тщетные попытки В. Кубасова продемонстрировать невесомость с помощью довольно тяжёлой камеры.

(стоп-кадры из обсуждаемого фильма).

На кадре 23:00 стрелка указывает на светлый блик, который в течение нескольких секунд кружился на фоне изображения лица В. Кубасова и исчез сразу после момента 23:00.

 

Трудно сказать, правильно ли вела себя шапочка Стаффорда, когда наступила квазиневесомость. Из-за низкого качества изображения автору не удалось это проследить. А вот камера Кубасова проявила свой «характер» в полной мере. Не «желала» она вести себя «прилично». Может быть, потому, что камера – тяжёлый предмет. Пушинка может довольно долго плавать в воздухе даже в условиях обыкновенной земной силы тяжести, тогда как тяжёлый компактный предмет стремительно падает.

Камера – это и есть тяжёлый компактный предмет. Сопротивление воздуха, находящегося внутри салона, на неё практически не действует, и, если при наступлении квазиневесомости у камеры сохранится какая-то доля её веса, то  удержаться ей в воздухе будет труднее, чем шапочке.

 

3) «в 23:00 статичная до этого момента картина «взрывается»  чередой суетливых действий».

Да, через 6 секунд после зажигания светового табло наступает квазиневесомость. Сигнал на световом табло или тот же освещённый шарик и Кубасов, и Леонов, и Стаффорд видят! И они готовы приступить к демонстрации «невесомости». К моменту 23:00 Кубасов держит в руках камеру, которую он предполагает подвесить в воздухе. Стаффорд предполагает то же самое продемонстрировать с помощью шапочки: она тоже должна плавать в воздухе. Поэтому Стаффорд поднёс руку к голове, чтобы быть готовым снять шапочку, как только наступит квазиневесомость.

Уже одна только эта синхронная готовность Кубасова и Стаффорда показывает, что «невесомость», которую ожидают участники спектакля, будет кратковременной (Леонов – на заднем плане, и его манипуляции плохо различимы).

 

4) «Кубасов «подвешивает» камеру». Вот тут Д. Горюнов немного неточен. Кубасов не подвешивает, а пытается подвесить камеру. Он её подвешивает, а она всё время уплывает из кадра вниз.

Проследим поведение камеры по нескольким стоп-кадрам из рассматриваемого фильма.

Момент 23:02 – Кубасов лёгким движением пальца снизу подталкивает камеру вверх. Она не противится, но, едва приподнявшись, начинает медленно опускаться вниз (момент 23:05).

Тогда Кубасов берёт камеру рукой, пытается её успокоить и подвешивает камеру достаточно высоко (момент 23:07). Но, как только рука разжимается, камера опять уплывает вниз. Это – момент 23:12. Стаффорд в этот же момент снимает шапочку, но проследить за её эволюциями, как написано выше, автору не удалось. А вот неутомимый Кубасов в момент 23:12 вновь подталкивает камеру вверх. Она послушно взмывает на небольшую высоту (23:17), после чего уже в третий раз решительно спускается вниз на колени космонавту (23:31). С этого момента В. Кубасов уже не пытается повторить свой трюк.

            Всё это говорит о том, все три актёра находятся не на орбите, где царит настоящая невесомость, а в самолёте «нулевой гравитации» с его квазиневесомостью. Небольшая часть от веса у всех предметов  сохранилась. И у камеры Кубасова – тоже! Она и тянет камеру стабильно вниз.

            Если читатель захочет сравнить квазиневесомость с настоящей невесомостью на орбите, то можно посмотреть, например, клипы из цикла «Жизнь на МКС» [3];

 

            5) «через 45 секунд вся суета заканчивается». Здесь есть одновременно и хитрость, и прокол фальсификаторов. Эпизод длится 45 секунд, тогда, как написано выше, в самолётах «нулевой гравитации» невесомость длится «22-28 секунд в зависимости от условий выполнения полета» [2]. Вроде бы получается нестыковка. В этом-то и состоит хитрость фальсификаторов: продлевая состояние квазиневесомости в 1,5 раза, они пытаются увести понимающего зрителя от мысли об использовании самолёта «нулевой» гравитации.

Но с этой хитростью неизбежно в соответствии с законами физики  качество «квазиневесомости», то есть её близость к полной невесомости ухудшается. И это сразу становится видно. Например, камера Кубасова отказывается повиснуть в воздухе, и трижды, несмотря на старания Кубасова, уплывает вниз.

Причину «уплывания» именно вниз легко понять.            Что означают 45 секунд вместо положенных 28-и? То, что самолёт проходит отрезок пути с квазиневесомостью более медленно, чем положено. То есть пилот, сбавив тягу двигателя, позволяет воздуху притормаживать самолёт. Это притормаживание и ведёт к тому, что свободные предметы начинают обгонять самолёт и падать вниз, к его полу. Что нам и продемонстрировала трижды камера космонавта Кубасова.

6) «Такое впечатление, что суета возникает именно в те моменты, когда «появляется» невесомость?»

            Совершенно правильное впечатление!

            7) «Такое впечатление, что «специалисты» в американском ЦУПе вместо прямой трансляции смотрят ранее смонтированный материал».

Что есть, то есть!

 

***

            Автор прокомментировал не все наблюдения Д. Горюнова, но и этого достаточно. Остаётся добавить, что в прокомментированной части эпизода А. Леонов, В. Кубасов и Т. Стаффорд, демонстрируя «невесомость», участвовали в важной беседе. С ними говорил сам тогдашний президент США Д. Форд. Так с кем беседовал президент: с космонавтами или с пассажирами самолёта «нулевой гравитации»?

Из наблюдений Д. Горюнова следует, что президент США беседовал с пассажирами, летящими в самолёте нулевой «гравитации».

 

 Ссылки:

Интернет – ссылки проверены по состоянию на 30.9.2016

1. Видеоклип НАСА (9:40). Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3.  https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI .  Выложен 4.8.2009 музеем им. Стаффорда

2. http://www.starcity-tours.ru/category/zvezdny/zerogravity/

3. Клипы с настоящей невесомостью:

       МКС: орбитальный дом http://www.youtube.com/watch?v=HPlRiYmdBA4 Time 3:10 Time 4:48 Time 5:58 Time 8:20
       Союз TMA-20. История полета. http://www.youtube.com/watch?v=zJtC53KsniM Time 7:10
       Космос, время московское (Салют 6) http://gtrf.info/35_1288.html  Со второй минуты

       Эта долгая дорога в космосе http://www.youtube.com/watch?v=Ka4KqKziW9s Time 4:56

 

Последняя редакция 30.9.2016