Часть 4. Последний акт спектакля.

 

13. С кем поведёшься, от того и наберёшься!

Возвращение «Союза-19». Ложь советских СМИ о бодром самочувствии

космонавтов сразу после приземления.

 

 

Чтобы критически оценить официальную информацию о возвращении на Землю экипажа «Союза-19», надо знать принятый порядок эвакуации космонавтов из только что приземлившегося спускаемого аппарата. Разумеется, в том случае, когда посадка корабля прошла без каких-либо нарушений, то есть в штатном режиме. Ведь «Союз-19» приземлился вполне штатно!

 

Врачи прибывают на место посадки корабля одними из первых и

руководят непосредственной эвакуацией космонавтов.

 

Как рассказал ветеран Байконура Н.В. Лебедева, работавший в спасательных отрядах в качестве метеоролога - наблюдателя [1]: «Медики извлекали космонавтов из капсулы и укладывали их на носилки…». То есть, ведущую руководящую роль на этапе эвакуации играют медики.

Это правило (медики – вперёд!) сегодня стало, по - существу, международным. Вот что пишет современный западный автор в статье «Медицинское обеспечение после посадки» [2]:

·        1) «Эвакуация космонавтов на месте посадки осуществляется под руководством начальника медицинской бригады, который определяет тактику и способ эвакуации».

 

            В сети есть подробный отечественный телефильм под названием «Космос. Возвращение домой» [3]. В самом начале фильма нам представляют главного врача спасательной партии Н. Филатова. Он будет руководить всеми работами по эвакуации космонавтов из корабля после его приземления.

 

       Илл.1. Главный врач спасательной партии Н. Филатов [3].

 

Звучат следующие слова диктора:

«Только в момент раскрытия парашюта перегрузки достигают таких величин, что вес космонавта увеличивается в 5 раз. Далеко не каждый космонавт может вынести такое. Поэтому врач должен быть на месте посадки одним из первых» (5:41)».

Таймер фильма показывает минуты и секунды. Иногда на экране появляются большие цифры, которые означают текущее московское время (часы, минуты, секунды).

 

Посмотрим несколько стоп- кадров из этого фильма. Вот до земли остаётся всего 0,7м, и в этот момент срабатывают специальные пороховые заряды, смягчающие удар капсулы об землю (илл.2, 20:52). Обратите внимание на то, что

·        2) корабль приземляется на местности, где нет ни единого следа искусственных сооружений.

 

Илл.2. Приземление корабля «Союз» (снято со спасательного вертолёта) [3].

 

На безопасном расстоянии от приземлившейся капсулы садится вертолёт и с него бегом (илл.3) стартует первая группа спасателей (22:30). Через 40 секунд – она у капсулы, причём главврач – в числе первых (23:11). Он заглядывает в иллюминатор и определяет, каково в данный момент состояние приземлившихся космонавтов.

Илл.3. Забег от приземлившегося вертолёта к капсуле. У главврача Н. Филатова второе место в этом забеге! [3]

 

Именно главврач руководит всеми работами по эвакуации космонавтов из капсулы и по транспортировке их ослабленных тел в полевой госпиталь. Это видно и на следующих кадрах (илл.4).

 

 

 

 

Илл.4. Всеми работами по эвакуации космонавтов руководит главврач  [3].

 

Первым из капсулы в буквальном смысле вынимают Юрия Маленченко (27:04). Он пробыл в космосе дольше двух остальных космонавтов – 120 дней на станции. Ещё из капсулы он сказал, что чувствует себя нормально. Несмотря на это «нормально», Ю. Маленченко сам идти не может.

В предыдущей главе был эмпирически установлен фактор выигрыша в допустимой длительности полёта, который даёт станция по отношению к полёту в корабле «Союз». Он оказался равен 30.  Тогда 120 дней на станции по влиянию на здоровье космонавта примерно эквивалентны 120/30 – четырём дням полёта в корабле «Союз». Да, плюс ещё один день Ю. Маленченко провёл собственно в корабле по пути на МКС и обратно. Итого, как бы 5 суток в корабле. И Ю. Маленченко не может идти! Мы видим здесь полное соответствие тому, что рассказывал космонавт В. Горбатко который после 5 суток полёта в «Союзе-9»: «сам идти не мог» [4].

 

Илл.5. Из капсулы извлекли Ю. Маленченко (120 суток на МКС). Из капсулы выходит испанский космонавт (10 суток на МКС) [3].

 

Вторым после Ю. Маленченко из капсулы эвакуируют американского космонавта (≈ 27:15), но в толчее спасателей он практически скрыт от камеры и поэтому на стоп-кадрах он не показан.

 

Последним капсулу покидает испанский космонавт (илл.5, 27:26). Он - самый бодрый, потому что пробыл в космосе меньше своих попутчиков – 10 суток на МКС + 1 сутки в корабле «Союз» (по пути на МКС и обратно). По нашей методике пересчёта это эквивалентно примерно 1,3 суток, проведённых чисто в корабле. И, действительно, в соответствии с нашей методикой учёта фактора «30» испанец выходит сам, но с поддержкой со стороны спасателей. Вряд ли он смог бы идти, если бы те же 10 суток он полностью провёл в тесной коробке корабля. То есть,

·        3) ситуация, когда космонавт после приземления сам идти не может, не является чрезвычайным случаем. Если космонавт делает первые шаги сам, то и в этом случае его поддерживают и страхуют спасатели. К полевому же госпиталю его несут на руках (в кресле или в носилках).

Это полностью согласуется с тем, что писал через 14 лет после полёта ЭПАС доктор психологических наук В. И. Лебедев, начальник медико-психологического отдела Центра подготовки космонавтов (ЦПК) в советские годы [5]: «Нарушение психомоторики отмечается в первые часы и дни у всех космонавтов по возвращении на Землю».

 

Наконец, Юрия Маленченко, как первого по порядку извлечения, несут в развёрнутый к этому моменту полевой госпиталь (илл.6, 27:58). После  первичного обследования в этом госпитале вертолёты доставят всех троих космонавтов и сопровождающих их врачей в стационарный госпиталь, где космонавты будут проходить последующую реабилитацию.

 

Илл.6. Космонавта Ю. Маленченко несут в полевой госпиталь (за ним перенесут остальных) [3].

 

Обратим внимание ещё на одно обстоятельство.

·        4) Никто из присутствующих корреспондентов не берёт у космонавтов интервью прямо на выходе из корабля!

И это притом, что эвакуацию наблюдают и снимают много людей с камерами. Обстановка быстрой эвакуации в полевой госпиталь и общее состояние космонавтов не благоприятствует поспешным интервью!

 

Посмотрим фотографии из сети на эту же тему (илл.7). Общий смысл и общая цель демонстрации этих снимков (как, впрочем, и фильма [3])  – показать, что

·        5) врачи всегда прибывают к приземлившемуся кораблю ещё до того момента, как спасатели откроют крышку люка и начнётся собственно эвакуация космонавтов из капсулы.

И потом, всё время, пока идёт эвакуация и пока космонавтов несут в полевой госпиталь, врачи находятся рядом с космонавтами.

            Короче говоря, врачи - всегда рядом с возвратившимися космонавтами!

 

 

 

 

Илл.7. Снимки на тему «врачи – всегда рядом!».

http://umm4.com/photo/russkii-souz-prizemlenie-iz-kosmosa-02.jpg

корабль только что приземлился, спасатели устанавливают капсулу в удобное положение. Бригада врачей уже приближается к кораблю;

http://s14.stc.all.kpcdn.net/share/i/4/897958/ 

корабль ещё не открыт, медики в белых халатах ждут;

http://www.gctc.ru/media/foto/big/1515/2848037467.jpg

проверка пульса;

http://img.meta.kz/8090/8090450.jpg

космонавты рассажены по транспортировочным креслам. Фото на память. В первом ряду – врачи!

http://umm4.com/photo/russkii-souz-prizemlenie-iz-kosmosa-03.jpg

космонавтов несут в полевой госпиталь.

 

Практически весь следующий текст посвящён анализу официальных статей и фотографий о возвращении А. Леонова и В. Кубасова. Поэтому для удобства сравнительного анализа будет не лишним повторить здесь служебную фотографию из главы 12, показывающую это же событие.

 

 

Илл.8. Служебная фотография, снятая начальником одного из отделов советского ЦПК И.В. Давыдовым на месте приземления «Союза-19». На носилках лежат космонавты «Союза-19»  (повторяется из главы 12).

Оригинальная подпись к снимку: «21 июля 1975 г. Приземлились А. Леонов и В. Кубасов. Съемку - отчет ведет И. Давыдов»

 

Обратим внимание на основные детали этой служебной фотографии. Оба космонавта лежат на носилках. Над ними склонились 5 врачей. Их легко узнать по марлевым повязкам. Стоят 4 офицера в обычной летней форме ВВС и в фуражках. Они, как и положено отвечают, за эвакуацию в целом. 1 человек с мегафоном. Мегафон всегда использовался для громкого оповещения, например, для вызова к месту действия нужного специалиста. 1 человек снимает на кинокамеру. За прошедшие десятилетия мы не видели ни одного кинокадра с А. Леоновым и В. Кубасовым, лежащими на носилках. Поэтому, скорее всего, киносъёмка ведётся только со служебной целью, то есть для служебного отчёта.

Итого, всего на первом плане 13 человек (включая космонавтов) и все «при деле». Никаких интервью! Да, и как космонавтам давать интервью, лёжа на носилках? Есть ещё несколько человек на заднем плане справа, род занятий которых по снимку определить трудно. На заднем фоне видны выстроившиеся по военному ровные ряды автотехники, прибывшей к месту приземления.

В общем, строго рабочая сцена. Иной она и не может быть, если состояние космонавтов оставляет желать лучшего.

 

Теперь мы достаточно подготовлены, чтобы познакомиться с официальной информацией о возвращении на Землю космонавтов «Союза-19».

 

Анализ официальной информации о самочувствии

А. Леонова и В. Кубасова сразу после приземления.

 

«Полистаем» книгу «Союз и Аполлон» [6], вышедшую по горячим следам ЭПАСа в 1976 году. Это сборник статей, который охватывает весь период от самого начала работ по проекту до их окончания. Книга вышла в главном партийном издательстве - Политиздате. Более официального и одновременно более подробного печатного источника найти трудно. Самочувствие космонавтов сразу после приземления «Союза-19» описано в статьях [7, 8] этого сборника.

 

 Автор статьи  [7] Л.И. Дульнев пишет:

«13 часов 50 минут 51 секунда. Спускаемый аппарат «Союза» на Земле. Вертолет сел рядом буквально через минуту. Быстро открылся люк спускаемого аппарата. Первым вышел Валерий Кубасов, потом Алексей Леонов. Кто-то подал им мел. На закопченном боку «Союза» появились размашистое «Спасибо!» и подписи: Леонов, Кубасов.

– Мы с Валерием очень рады, что ответственный космический эксперимент и совместная работа с экипажем корабля «Аполлон» прошли успешно. Это была нелегкая, но очень благодарная работа, – сказал, счастливо улыбаясь, командир «Союза-19».

Подоспели врачи. Первое медицинское обследование космонавтов. Состояние здоровья в норме».

 

В таком же духе рассказывают и сами космонавты в своей статье [8]:

 «В небо вырывается парашют. Его купол бережно несет наш аппарат. Сработали двигатели мягкой посадки. Мы на родной земле. Завращался штурвал люка. Выходим наружу. Нас слегка покачивает от радости и от усталости. Куском мела размашисто пишем на закопченном боку спускаемого аппарата: «Спасибо»».

 

К статьям [7, 8] приложены три фотографии (одна и две соответственно). Начнём с двух «размашистых» «Спасибо» [8], написанных на «закопченном боку» (илл.9а,б).

 

Автографы «на закопчённом боку»

 

 

Илл.9. Официальные фотографии:

А.Леонов и В. Кубасов расписываются на боку корабля якобы сразу после посадки «Союза-19» [6, 8]

http://cdn12.img22.ria.ru/images/108489/31/1084893193.jpg и https://img.gazeta.ru/files3/165/7639165/upload-TASS_8083-pic4_zoom-1000x1000-97324.jpg

 

 

При взгляде на илл.9б и илл.9в возникает много вопросов. Для сравнения взгляните на снимки, показанные на илл.7. По ним видно, что, как только корабль приземляется, вокруг него немедленно, ещё до того, как будет открыт люк, собирается множество людей из спасательной партии. И не просто поглазеть, дел полно у всех!

Согласно цитированным выше рассказам Л.И. Дульнева и космонавтов, операция написания автографов прошла сразу же после выхода космонавтов из капсулы – «Первым вышел Валерий Кубасов, потом Алексей Леонов. Кто-то подал им мел. На закопченном боку «Союза» появились размашистое «Спасибо!».

Вопрос – куда делись все спасатели на официальных фотографиях илл.9а,б? Убежали в степь вместе с врачами, которые должны находиться при космонавтах неотлучно? Но до горизонта далеко! Спрятались за корабль? А зачем? Наоборот, присутствие людей из спасательной партии только украсило бы фотографии и подчеркнуло торжественность момента.

Но вокруг космонавтов, пишущих автографы, – только корреспонденты, да ещё один человек в берете и комбинезоне с эмблемами «Союз – Аполлон». Не считать же этого одного человека спасательной партией? Так может быть, других людей поблизости просто нет? Но тогда это не место приземления корабля!

 

Уж не спектакль ли перед нами? Спектакль, организованный далеко от места посадки и через несколько дней после посадки. Когда космонавты, изначально «вышедшие из корабля на носилки»  уже вполне восстановили свои силы? Отдохнувшие космонавты вновь надели свои скафандры, к ним присоединились корреспонденты с фотоаппаратами и все вместе под началом человека в берете пришли к «кораблю с закопчёнными боками», который уже несколько дней как доставлен с места приземления к месту написания автографов.

 

Ещё вопрос! На служебном снимке илл.8 на заднем фоне видны ряды автомашин из спасательной партии. На илл.9 – чистое поле до горизонта! Конечно, автотехника на реальном месте приземления вполне может быть выстроена только с одной стороны от корабля. Но фотографии сцены «Автографы» (илл.9б и илл.9в) сделаны с двух диаметрально противоположных направлений. Это видно по направлению надписи слова «Спасибо» на «закопчённом боку корабля». И  в обоих этих направлениях виднеется только трава.

Может быть, автотехника скрыта за спинами действующих лиц, изображённых на снимке.9б, поскольку на нём виден лишь кусочек горизонта? Но кто более фотокорреспондентов заинтересован в том, чтобы показать хотя бы малую часть спасательной техники на своём снимке? Ведь это придало бы снимку хоть какое-то подобие реальности того, что съёмка производится на месте приземления корабля. Неужели не догадались? Вряд ли! Профессиональные фотокорры своё дело знают. Поэтому напрашивается вывод, что  ни автотехники, ни другой спасательной техники вокруг места, где совершается съёмка, просто нет.

 

 А тогда с какой стати мы должны верить, что сцена «Автографы» действительно снята сразу после приземления корабля, а не через несколько дней? Например, в пустынном уголке Байконура? И простора, и травы на Байконуре хватает!

 

Ретушь на трос.

 

Обратимся к изучению официальной фотографии илл.10а, на которой показано, как космонавты дают интервью корреспондентам [6, 7].

 

   

 

Илл.10. Три обличья фотографии «бодрого интервью»:

а) официальная фотография [9, 10];

Оригинальная подпись к ней: «21 июня в 13 часов 51 минуту по московскому времени «Союз-19» совершил мягкую посадку. На снимке: А. Леонов и В. Кубасов после приземления». Само фото см. также http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/261.jpg (60Кб)

б) фотография, размещённая по адресу http://s00.yaplakal.com/pics/pics_original/0/1/4/6465410.jpg;

(273 Кб, скопировано 23.09.2016)

в) фотография ещё более высокого разрешения, сделанная А.С. Моклецовым.

(1 Мб, скопировано – февраль 2013) .

 

Отметим, что в сети до последнего времени присутствовали две почти точные копии официальной фотографии илл.10а. «Почти» - потому что двойники официальной фотографии отличаются от неё всего двумя признаками.

Первое – это разрешением фотографии. В официальной книге (и её сетевых вариантах») фотография «Интервью» приведена в наименьшем разрешении. Это и понятно, чем меньше разрешение фотографии, тем меньше на ней можно рассмотреть деталей, тем меньше будет вопросов от навязчивых критиков. Общий информационный размер официальной фотографии невелик –  60Кб.

Рядом с официальной фотографией илл.10а приведена фотография илл.10б той же сцены, но большего разрешения и большего информационного размера (273 Кб). Она пока что есть в Интернете.

И, наконец, на илл.10в приведена фотография «Интервью» с ещё более высоким разрешением и размером (1Мб). Эта фотография сделана известным советским фотокорреспондентом А.С. Моклецовым. Эта фотография, по мнению автора, как раз и является настоящим первоисточником для официальной фотографии илл.10а.

На сегодня эта самая качественная фотография «Интервью» из сети исчезла!  Снимок А.С. Моклецова был доступен в сети до июля 2016 года по адресу http://www.federalspace.ru/media/gallery/big/297/1302696155.jpg , но в настоящее время ни автору, ни его коллегам не удалось разыскать это фото на сайте Роскосмоса. К счастью фотография, сделанная А.С. Моклецовым, сохранилась в архиве автора данной статьи.

 

Все фотографии на илл.10 приведены без сжатия их информационного размера. Это сделано для того, чтобы читатель при желании мог посмотреть каждую фотографию на своём компьютере и убедиться в их разном разрешении. Разрешение изображения на фотографии А.С. Моклецова (илл.10в) примерно в 5 раз выше, чем разрешение официальной фотографии илл.10а.

Для наглядности, чтобы показать степень отличия разрешения всех трёх сравниваемых фотографий, автор проставил в графическом редакторе на всех трёх фотографиях буквы «а,б и в» одним и тем же шрифтом и одним и тем же размером. При сжатии рисунков в тексте до одинакового формата в редакторе Word размер букв стал разным. Во сколько раз буква «в» на илл.10в меньше буквы «а» на илл.10а, во столько же раз истинный размер моклецовского снимка илл.10в больше размера официальной фотографии илл.10а

 

Второе отличие фотографий илл.10б и илл.10в от официальной фотографии илл.10а состоит в том, что на них присутствует одна деталь, которая на официальной фотографии заретуширована. Это – некий провод или трос, протянувшийся через верхний левый угол фотографии. На официальном снимке его нет, а на моклецовском он есть (ср. илл.11, верхний нижний фрагменты). Есть этот трос и на снимке илл.10б, который представлятет из себя копию моклецовского снимка - уменьшенную, но не искажённую ретушированием.

Ниже будет показано, что в поле зрения моклецовского фотоаппарата попал именно трос. Трос – растяжка мачты, установленной в месте, не имеющем никакого отношения к месту приземления «Союза-19». Поэтому для краткости изложения мы говорим ниже только о тросе.

 

 

 

 

Илл.11. Увеличенный фрагменты:

вверху – официальной фотографии илл.10а, троса нет!

внизу – исходной моклецовской фотографии илл.10в, трос есть!

 

Откуда он мог взяться на месте посадки корабля натянутый в воздухе трос? Причём, высоко расположенный трос! Автор спросил ветерана Байконура Н.В. Кузнецова, не устанавливаются ли на месте приземления корабля какие-либо временные сооружения – антенны, мачты с растяжками и т.п. Ответом было категорическое «Нет! В этом нет никакой необходимости!».

Впрочем, читатель и сам может проверить это утверждение. Во-первых, полезно ещё раз взглянуть на илл.7. Из пяти приведённых на этой составной иллюстрации снимков три снимка сняты весьма широким планом. Никаких тросов в воздухе на них не видно. Во-вторых, читатель может и сам посмотреть ещё десятки снимков возвращения космонавтов на Землю, снятых широким планом. Для этого достаточно сделать в любом поисковике запрос «Возвращение из космоса. Картинки».  И если читатель сообщит автору о хотя бы одной находке тросов, натянутых над местом приземления корабля, автор обязательно скорректирует своё мнение.

 

Очевидно, что те, кто в 1976 году делал из фотографии А.С. Моклецова официальную фотографию илл.10а, отлично понимали, что трос, попавший в поле зрения объектива – это разоблачение заказного характера сцены. И трос был заретуширован. Современные наследники фальсификаторов 70-х в дополнение к этому убрали фотографию А.С. Моклецова из сети или спрятали её так далеко, где найти её маловероятно.

«Гонения» на снимки А.С. Моклецова (в плане ретуши тросов) начались, по-видимому, вскоре после публикации разоблачительной статьи [9]. Но широко раскинулось поле Интернета, всё сразу не прополешь! Поэтому ещё доступна в сети фотография илл.10б – уменьшенная, но точная копия фотографии А.С. Моклецова. Есть и другие изображения троса – растяжки (даже двух), попавших на другие фотографии интервью и пока избежавшие ретуширования. Эти фотографии вы увидите ниже.

Оставим пока тему троса и рассмотрим другие загадки официального фото «Интервью» (илл.10а)

 

Куда делись врачи и офицеры из спасательной партии?

Кто эти люди в беретах?

 

С первого же взгляда видно, содержание официальной фотографии илл.10а в корне противоречит единственной дошедшей до нас служебной фотографии илл.8.

На служебной фотографии космонавты после приземления лежат на носилках, тогда как на официальной фотографии илл.10а они явно свободно владеют своим телом. И это притом, что для А. Леонова длительная шестидневная невесомость была, по сути дела в новинку, потому что его прежнее общение с невесомостью было и коротким (1 сутки), и давним – десять лет назад, в 1965 году.

На служебной фотографии видны 5 врачей, на всех официальных фотографиях мы их не видим.

На служебной фотографии видны 4 офицера ВВС  в фуражках, на официальной фотографии илл.10а их заменяют статные молодцы в беретах с каменными лицами и с нашитой эмблемой «Союз – «Аполлон». Полюбуйтесь ими на илл.11.Интересно, что один «берет» (справа от Леонова) стоит почему-то затылком к космонавтам! Уж не следит ли он за тем, чтобы со стороны не подошёл какой-нибудь совершенно не предусмотренный зевака и не испортил заранее спланированную композицию?

 

Впечатление того, что мы смотрим заказную сцену, снятую никак не на месте приземления корабля, усиливается, если мы посмотрим снимок илл.12. Автор нашёл его на сайте Роскосмоса в статье, посвящённой 35-летию ЭПАСа [10]. А поскольку всё идейное наследство ЭПАСа в настоящее время перешло под крыло Роскосмоса, то и этот снимок тоже можно считать официальным.

Совершенно очевидно фотография илл.12 – это дальний план той же сцены, что показана на официальной фотографии илл.10а.

Одетые в скафандры космонавты, а также группа корреспондентов и некоторое количество людей в беретах вышли на открытое место и организовано построились.

В левом верхнем углу тянется уже знакомый нам трос.

Интересна фигура офицера в фуражке, что стоит слева и немного особняком. Стоит –  «руки в боки», на космонавтов не смотрит. Дескать, я встречу прессы с космонавтами организовал, статистов в беретах для массовки привёл. А на космонавтов я уже насмотрелся и до старта, и после их возвращения.

 

Илл.12.  Сцена «бодрого» интервью А. Леонова и В. Кубасова, снятая более широким планом [10].

 

 

Примечание. Сразу после публикации разоблачительной статьи [9], «дальний» снимок достаточно скоро исчез по той ссылке, которая была указана в работе [9]. Вновь найти этот снимок (теперь уже в статье [10]) стоило большого труда. Поэтому на случай повторного исчезновения этого снимка автор даёт в приложении полную копию статьи [10].

 

Рассказанного выше в разделах «Автографы», «Ретушь на трос», «Куда делись врачи и офицеры из спасательной партии?», «Кто эти люди в беретах?», по мнению автора, уже достаточно, чтобы сделать вывод, что фотография сцены «Интервью» сделана не на месте посадки!

 

Почему же корреспонденты не взяли интервью около корабля? Не потому ли, что в день приземления космонавтам было не до интервью? Их сначала уложили на носилки, как это и показано на служебной фотографии илл.9, потом носилки занесли в вертолёт, а потом вертолёт доставил их в госпиталь для первичной реабилитации их здоровья. И вот, когда через несколько дней их силы восстановились, тогда и была снята сцена «Интервью».

Автор данной статьи не против использования постановочных кадров при освещении больших событий. Собственно, у корреспондентов и не было никакой возможности взять интервью у космонавтов иначе, как через несколько дней после приземления. Потому что космонавтам надо было пройти реабилитацию от состояния «на носилках» до более-менее удовлетворительной физической формы. И космонавты не  могли бы так бодро расписаться на боку корабля, пока они не восстановили свои силы. Поэтому, какие могут быть возражения против постановочных сцен «Интервью» и «Автографы»? Если только…

Если только постановочные кадры не используются для сокрытия правды. А сокрытие правды состоит в том, что постановочным сценам, снятым вдали от места приземления и через несколько дней после этого приземления, была приписана дата 21 июля 1975 года. В этом случаи постновочные кадры превращаются из информации в дезинформацию. Когда космонавтов показывают бодро стоящими или пишущими автографы на корабле и указывают то время, когда они на самом деле лежали на носилках, то это уже не постановочные кадры, а фальсификация.

 

 

Восстановим ход съёмки интервью

 

Как оказалось, в сети осталось достаточно фотоснимков сцены «Интервью», позволяющих пойти дальше и установить, что с большой долей вероятности сцена «Интервью» снималась на аэродроме. Конечно не на бетонной полосе! Но каждый аэродром, в том числе и аэродром на Байконуре (около станции Тюра-Там) занимает огромную площадь, большая часть которой покрыта не бетоном и асфальтом, а обычной травой. Так что и простору (то есть дальних горизонтов) и травы на аэродроме хватает. 

 

 

Илл.13. Восстановим ход съёмки сцены «Интервью».

а) Перед началом интервью,  

http://soyuz-apollo.gmik.ru/images/21-1.jpg     Скопировано 25.10.2016

б) интервью началось,

http://cdnimg.rg.ru/i/gallery/611b9dca/8_03a2bc48.jpg Скопировано 25.10.2016

в) оптимальный момент интервью по композиции и наполненности кадра (фото А.С. Моклецова, илл.10в);

Эта фотография после ретуширования троса принята, как официальный вариант (илл.10а)

г) дальний план той же сцены (повтор илл.12)  

 

 

На илл.13а показан момент, когда интервью должно вот-вот начаться. Кроме одного корреспондента и двух космонавтов, народу вокруг – «кот наплакал». Можно насчитать ещё пять человек. Маловато для начала съёмки «исторического» интервью! На месте посадки корабля ждать публики для массовки не пришлось бы. Вокруг стеной стояли бы спасатели всех профессий, включая офицеров и неотлучных врачей. Это только Л.И. Дульнев по незнанию мог позволить себе написать, что «врачи подоспели» уже после того, как А. Леонов покинул корабль, сделал своё тожественное заявление и вместе с В. Кубасовым успел расписаться на «закопчённом боку корабля». А в реальности врачи прибывают к кораблю, когда ещё люк закрыт. Но так происходит только на месте приземления корабля.

 Что же остаётся делать элегантному корреспонденту и двум космонавтам, как не ждать, пока другие участники запланированного постановочного интервью подтянутся. И они ждут. Это видно по их лицам.

 

Позади от ожидающих виден вертолёт. Чуть дальше справа из-за головы в берете видны лопасти ещё одного вертолёта. (Это уже похоже на вертолётную площадку!). Л.И. Дульнев пишет, что интервью состоялось прямо у корабля, как только космонавты его покинули:

«Первым вышел Валерий Кубасов, потом Алексей Леонов. Кто-то подал им мел…

– Мы с Валерием очень рады, что ответственный космический эксперимент и совместная работа с экипажем корабля «Аполлон» прошли успешно. Это была нелегкая, но очень благодарная работа, – сказал, счастливо улыбаясь, командир «Союза-19» [7].

Кому предназначались эти слова А. Леонова? Конечно, всем окружающим, но в первую очередь - корреспондентам. Не было бы их, пропали бы эти высокие слова для истории.

Итак,  согласно Л.И. Дульневу, интервью состоялось прямо у корабля, а согласно фотографии илл.13а оно началось у вертолётов, стоящих на некоей вертолётной площадке. А корабля на илл.13 (и «а», и «б», и «в» и «г»), между прочим, не видно. Неужели корреспонденты предпочли вертолёты кораблю в качестве заднего фона. Это немного странно: ведь космонавты вернулись с орбиты не в вертолёте, а в космическом корабле! Космический корабль на заднем фоне лучше бы отвечал картине возвращения из космоса. Между тем интервью началось именно у вертолёта и продолжилось оно там же. Чтобы убедиться в этом, следите на следующих фотографиях за тросами, протянутыми по воздуху. На илл.13а видны два натянутых троса. Они явно тянутся от какой-то довольно высокой мачты, которая для нас скрыта за левой границей кадра.

 

На илл.13б интервью уже началось, хотя народу ещё пока немного. Видимо, корреспонденту в красном пиджаке и его киноператору надоело ждать. В левом верхнем углу тянутся знакомые нам два троса. Они нам напоминают – мачта недалеко, место съёмки практически не изменилось!

Самым краешком в кадр вошла и деталь от мачты, от которой эти тросы тянутся. Это очень важная для нас деталь! Саму мачту кинооператоры нам не показывают. И правильно делают, потому что, показав её, они сразу же покажут нам, что съёмка ведётся на аэродроме.

 

На илл.13в (повтор снимка А.С. Моклецова – илл.10в) – кульминационный момент съёмки. И народу подошло много. И камер, и микрофонов достаточно. Сцена получилась живая. Трос виден один – видимо точка съёмки сместилась. После ретуширования (попросту, замазывания троса) эта фотография принята, как официальный вариант (илл.10а) и включена в книгу «Союз – Аполлон» [6, 7], как якобы снятая сразу после выхода космонавтов из корабля.

 

На илл.13г (повтор снимка илл.12) мы видим уже знакомый нам дальний план сцены «Интервью» и знакомый трос-растяжку. В общем контексте илл.13 четвертый снимок подтверждает нам, что вся съёмка сцены интервью по-прежнему ведётся неподалёку от стоянки двух вертолётов.

 

Где же стояли эти вертолёты и где соответственно, где снималась вся сцена? По мнению автора, ключ к ответу нам даст та маленькая деталь от мачты, что выглянула на нас из-за левой кромки фото илл.13б.

 

Сцена «Интервью» снималась на аэродроме?!

 

 Есть такое понятие у авиаторов – «ветровой конус». Это устройство лётчики часто называют по-народному – «аэродромная колбаса» или просто «колбаса». Автор полагает, что многие читатели видели эту «колбасу» и не раз. «Ветровой конус» помогает видеть направление ветра в районе аэродрома и приблизительно оценивать его силу. Ветровой конус постоянно висит на высокой мачте. Если мачта сделана достаточно прочной и жёсткой, то растяжки для её крепления не используются. Но легкие и не столь жёсткие мачты подкрепляют тросовыми растяжками.

На илл.14а приведена фотография ветрового конуса, укреплённого на мачте с тросовыми растяжками. Оказывается, что иногда (не на всех мачтах, но на многих!) примерно на середине мачты укрепляется устройство, напоминающее метёлочку из нескольких прутьев, свободно свисающих вниз.

 

 

Илл.14

а) фотография ветрового конуса, укреплённого на мачте с тросовыми растяжками

http://aeroclub56.ru/wp-content/uploads/2015/02/flights_ploshadka133.jpg

б) фрагмент с илл.14а с изображением «метёлочки» наложен на фото илл.13б

 

Обсуждение назначения такой «метелочки» не входит в рамки данной статьи. Зачем же тогда автор рассказывает о ветровом конусе и висящих на нём «метелочках»? А затем, что нечто, очень похожее на такую «метелочку» мы видим на снимке илл.13б. Взгляните на фотомонтаж илл.14б. То есть, за левой границей кадра «интервью» с большой вероятностью скрыта именно мачта - держатель ветрового конуса.

Следующий факт, который следует принять во внимание – это, то, что «ветровой конус» НИКОГДА не применялся (и сегодня не применяется) на месте посадки космического корабля.

Читатель опять же может проверить это утверждение, поискав «колбасу» сначала на фотографиях илл.7, а затем и в интернете по известному запросу «Возвращение из космоса. Картинки».

 

Слишком ответственное это дело – организация безопасного и строго прогнозируемого (по части ветровой обстановки) приземления корабля. Ветровой конус для этого не годится. Это очень приблизительный прибор и очень близкодействующий. Ошибка в оценке ветровой обстановки в зоне предполагаемого района приземления космического корабля может привести к тому, что спасательная партия будет ждать корабль не там, где он приземлится. Ветеран Байконура, метеоролог – наблюдатель многих спасательных групп Н.В. Лебедев сообщил, что ветровая обстановка в районе предполагаемого приземления изучается (и очень оперативно!) до больших высот и на многие км от первоначально рассчитанной вероятной точки приземления. Для этого используются запуски одного шара-зонда и пяти шаров-пилотов.

 

А вот на аэродромах ветровой конус используется повсеместно. И то, что за спиной корреспондента в красном пиджаке, скорее всего, стоит мачта с ветровым конусом, указывает на то, что вся сцена «Интервью» снята на аэродроме. Естественно, что нам аэродромную «колбасу» не показали, иначе бы истинное место съёмки фальшивой сцены на тему «Интервью космонавтов возле корабля в день его приземления» было бы немедленно разоблачено. Вот только «метёлочку» зря в кадр допустили.

 

С кем поведёшься, от того и наберёшься!

 

Для советских СМИ первоисточником по части космических полётов всегда были так называемые сообщения ТАСС (Телеграфного Агентства Советского Союза). Эти короткие сообщения формулировали позицию «компетентных кругов». СМИ могли лишь дополнять их малозначащими деталями. Впрочем, и сегодня информационная политика правительств всех стран мало чем отличается от этого порядка. Чего стоят те же регулярные встречи - инструктажи с представителями американских СМИ соответствующего чиновника Госдепа США?

На илл.15а показано сообщение ТАСС о приземлении «Союза-7» (1969 год) [11]. В нём самочувствие космонавтов сразу после приземления указано, как «хорошее» и «отличное». Между тем  космонавт «Союза-7» В. Горбатко после приземления «сам идти не мог». По ссылке [11] найдутся ещё 13 подобных «бодрых» сообщений ТАСС.

Умалчивая об истинном самочувствии только что возвратившихся космонавтов, сообщения ТАСС вводили НАСА в заблуждение. Поэтому, не летая на орбиты и не имея своей информации, американцы организовали спектакли «возвращений» «астронавтов» полностью в духе сообщений ТАСС: из капсул американских «кораблей» выскакивали свежие и бодрые мужчины.

 

Илл.15. а) сообщение ТАСС о приземлении «Союза - 7» (1969 г.) [11]

б) выдержки из воспоминаний космонавтов «Союза - 7» [4, 12], опубликованных через десятилетия после сообщения ТАСС [11]  

 

Никаких фотографий космонавтов после их приземления не публиковалось! Это – немаловажное обстоятельство, потому что зрительная информация на порядок, а то и два крепче запечатлевается в сознании, чем любая другая. Так что, сообщения ТАСС, в этом отношении представляли образец некоторой сдержанности.

Советским людям было вполне достаточно знать, что полёт закончился успешно, а до НАСА нужная дезинформация доходила самым естественным и, можно сказать, «гласным» путём. В результате, в традицию американских фальсификаций пилотируемых полётов прочно вошло правило показывать «возвратившихся из космоса» астронавтов только свежими и бодрыми.

Тем временем, политика «разрядки международной напряжённости» шаг за шагом раскрывала секреты советской космической медицины. Процесс этот шёл медленно - целых десять лет. Видимо, на советской стороне, еще долго не сдавались те, кто не считал целесообразным делиться  секретными сведениями со своим потенциальным противником. Иначе трудно понять, почему на создание совместного советско-американского трёхтомника по космической медицине потребовалось целых 10 лет от момента первой договорённости до выхода в свет этого трёхтомника. Вот что пишут в статье [13] два советских участника программы ЭПАС:

«По инициативе Советского Союза советские и американские ученые в 1965 году договорились о подготовке совместного труда, обобщающего основные достижения и проблемы космической биологии и медицины. Это была первая советско-американская работа, имеющая прямое отношение к пилотируемым космическим полетам. Специалисты неоднократно вместе обсуждали материалы медикобиологических исследований. Наконец, в начале 1975 года вышел в свет трехтомный труд «Основы космической биологии и медицины», завершивший более чем десятилетнюю совместную работу ученых СССР и США».

 

Таким образом, к 1975 году (году ЭПАСа) американцы уже отлично знали, какими действительно возвращались с орбиты советские космонавты. Но не могло же НАСА отменить внедрённый им образ бодряков «с орбиты» применительно к возвращению «Аполлона-ЭПАС»? Ведь к этому времени НАСА провело около 30 инсценировок «полётов в космос», и все с бодрыми возвращениями. Ни американская, ни мировая общественность не поняли бы, с чего это вдруг из полёта ЭПАС американские парни возвратились не бодрые. А это бросило бы тень сомнения и на все предыдущие «космические пилотируемые полёты» НАСА. Поэтому из кабины «Аполлона-ЭПАС» должны были появиться только бодрые парни!

 

Автор уже писал в главе 3, что в сентябре 1974 года, то есть всего за 9 месяцев до проведения полёта ЭПАС было заключено «Соглашение по информационной политике о совместном проекте «Аполлон-Союз»». Естественно, что подобное соглашение предполагало одинаковое освещение родственных событий. А если так, то и советские СМИ должны были поведать миру о бодром возвращении товарищей А. Леонова и В. Кубасова. Показать соответствующие фотографии, сопроводить их восторженными статьями и т. п.

С 1961-го по 1975-й год советские СМИ не опубликовали ни одной фотографии космонавтов сразу после приземления. Это и понятно: подлинные фотографии космонавтов, сделанные сразу после приземления, будь они опубликованы, показали бы истинное состояние космонавтов и в корне противоречили бы содержанию сообщений ТАСС. Ради ЭПАСа этот порядок был изменён.  От сухих предыдущих сообщений ТАСС советский официоз перешёл к откровенной и богато иллюстрированной лжи. Что поделать – с кем поведёшься…

 

Итак, по мнению автора, фотографии сцены «Интервью» и «Автографы на корабле» сняты не на месте посадки «Союза-19», а, в другом месте, куда была доставлена капсула возвратившегося корабля. Скорее всего, на аэродроме. Съёмка проведена уже тогда, когда космонавты достаточно восстановили свою физическую форму, чтобы встретиться с прессой.

Тогда на официальных фотографиях всё становится на свои места: и отсутствие техники, и отсутствие врачей, и другие люди вокруг космонавтов, и бодрое состояние самих космонавтов.

 

Ссылки:

 

Интернет – ссылки проверены на 30.9.2016

1. Н.В.Лебедев. Из воспоминаний ракетчика. http://www.manonmoon.ru/articles/st50.htm

2. Здоровье космонавтов. Медицинское обеспечение после посадки. 14 сентября 2014, http://stark-revolution.diary.ru/p199875246.htm?oam

3.. ТВ «Россия-1». Фильм «Космос. Возвращение домой». http://russia.tv/brand/show/brand_id/10179

4. В.В. Горбатко. Приземляясь, космонавты переполняются чувством радости http://viperson.ru/wind.php?ID=611025&soch=1

5. В.И.Лебедев, «Личность в экстремальных условиях». М., 1989   http://www.skitalets.ru/books/extremeconditions_lebedev/#14 Глава XIII. Возвращение в обычные условия. 1. Острые психические реакции выхода. 2. Реадаптация

6. «Союз и Аполлон». Сборник статей под редакцией технического руководителя проекта «ЭПАС» с советской стороны Героя Социалистического Труда, лауреата Ленинской и Государственной премий, члена-корреспондента АН СССР К. Д. Бушуева, ИПЛ, М., 1976, 271с. Опубликована в интернете в 5 частях. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

7. Там же. Статья Л.И. Дульнев « В космосе «Союз» и «Аполлон»» http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/05.html

8. Там же. Статья А.А. Леонов, В.Н. Кубасов. «Спасибо». http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/05.html

9. Попов А.И. «Полёт «Союз – Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи». http://www.manonmoon.ru/articles/st55.htm

10. Роскосмос. Новости. «Союз - Аполлон» - символ сотрудничества в космосе отмечает свой юбилей.14.07.2010.  http://www.roscosmos.ru/11244/ на 22.9.2016 ссылка работает с прямым открыванием статьи.

11. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПОЛЕТУ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ «СОЮЗ-4» И «СОЮЗ-5». http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/osvoen-kosm-pr-sssr/1968-1970/03.html

12. А. Филипченко. «В космосе». http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/filipchenko/nad-orb/02.html

13. А. А. Нестеренко, канд. техн. наук, Б. П. Артемов, инженер. «ЧЕЛОВЕК В КОСМИЧЕСКОМ ПОЛЕТЕ». Раздел «КОСМОС ОТКРЫТ ДЛЯ ВСЕХ»

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html

 

Приложение

 

http://www.roscosmos.ru/11244/  на 22.09.2016 работает с открыванием статьи

Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС

Новости

«Союз-Аполлон» - символ сотрудничества в космосе отмечает свой юбилей

14.07.2010 12:49

    В июле программа «Союз-Аполлон», которая поистине стала символом международного сотрудничества в космосе, отметит свой юбилей:  35 лет назад - 15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут - с космодрома Байконур стартовал «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым (командир) и Валерием Кубасовым (бортинженер) на борту. А в 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал - «Аполлон».  В состав экипажа вошли американские астронавты Томас Стаффорд (командир), Дональд Слейтон (пилот), Вэнс Бранд (пилот стыковочного модуля). В 19 часов 12 минут 17 июля 1975 года была совершена стыковка «Союза» и «Аполлона». Затем, 19 июля, проведена расстыковка кораблей. Через два витка «Союза» совершена повторная стыковка кораблей, ещё через два витка корабли окончательно расстыковались.

    В этой экспедиции были проведены несколько научных и технических экспериментов, но главное достижение этого полёта (его 35-летие отмечается в России и США) – первые совместные мирные действия американцев и наших соотечественников в космосе. А еще, как до сих пор шутят байконурцы, - сигареты  «Мальборо» и «Союз-Аполлон», которые появились в открытой продаже на Байконуре.

    К юбилею международной программы «Союз-Аполлон» пресс-служба Роскосмоса публикует серию фотографий, связанных с этим поистине историческим событием для мировой космонавтики. Эти фото из личного архива передал нам ветеран ракетно-космической отрасли Владимир Николаевич Ходаков.

 

От автора данной статьи: приведённые ниже фотографии скопированы из цитируемой статьи и сжаты редактором “Word” в целях экономии места. Лишь один особо заинтересовавший автора снимок (по тексту данной главы он имеет номер 12) не сжат. Цель приведения всей галереи снимков из цитируемой статьи – ещё раз подтвердить, что использованный выше снимок илл.12 действительно относится к полёту «Союз – Аполлон». Такое подтверждение не лишне, поскольку неизвестные, но видимо заинтересованные лица настойчиво затирают в сети следы этого снимка. И автор опасается, что с большой вероятностью этот снимок вскоре исчезнет из сети совсем.

 

Владимир Николаевич Ходаков.

 

http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_02.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_07.jpghttp://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_00.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_01.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_03.jpg    http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_04.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_05.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_06.jpg

http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_08.jpg

http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_09.jpghttp://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_10.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_11.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_13.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_15.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_17.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_18.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_19.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_20.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_21.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_22.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_12.jpg http://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_14.jpghttp://www.roscosmos.ru/media/img/news/14_07_2010_s_a_16.jpg

Пресс-служба Роскосмоса

 

Последняя редакция 2.11.2016