11. Беседа президента США с пассажирами самолёта «нулевой гравитации»

 

 

Кадры из советского ТВ 1975 года

(Глава написана по письмам читателей)

 

Мы подробно разобрали в предыдущей главе клип НАСА [1]. А что интересного показывало в 1975 году советское ТВ?

Илл.1. Заставка отечественного телефильма об ЭПАС от 23 мая 2014 года, созданного по телевизионным архивам 1975 года.

https://youtu.be/LtrhsHxYNno

 

После публикации первого варианта данной статьи автор получил интересное письмо из г. Кемерово от читателя Дмитрия Горюнова ( http://www.manonmoon.ru/articles/l1.htm ):

 

            «После прочтения статьи «Полет «Союз-Аполлон» - последнее звено лунной эпопеи?», я хочу обратить Ваше внимание на несколько странных фактов связанных с видеоклипом «Союз – Аполлон». Рукопожатие в космосе (эфир от 23 мая 2014 года) /1975/, размещённым по адресу  http://www.youtube.com/watch?v=yhcJaPpK36w (указанный адрес устарел, новый адрес - . https://youtu.be/LtrhsHxYNno , А.П.). В клипе есть эпизод групповой съемки продолжительностью 9 мин 03 сек - с 15:26 по 24:29.

 

Первый момент: в 17:17 по таймеру клипа всех троих участников синхронно качнуло вправо, как на кочке автомобиль.

Второй момент: в 22:54 рядом с Кубасовым самопроизвольно начинает летать кругами некий блестящий предмет,

а в 23:00 статичная до этого момента картина «взрывается»  чередой суетливых действий. Кубасов «подвешивает» камеру, отпуская при этом «фолиант», который держит в руках. И «фолиант» мгновенно разворачивается «книжкой». Чего мы совершенно не наблюдаем, например, в 18:03,  когда он же удерживает рукой только половину «фолианта», вторая же спокойно свисает вниз.

 Стаффорд снимает с головы и "подвешивает" шлемофон, похожее действие делает Леонов, но выглядит не столь убедительно, а в 23:45 (через 45 секунд) вся суета заканчивается, ничего уже не летает, всё убрано из кадра или удерживается в руках, картинка снова становится статичной.

Похожий эпизод есть с 25:46 по 26:11 (через 25 секунд – А.П.), все так же усиленно суетятся и всё время снимают/надевают шлемофоны, предметы парят в кадре.

Такое впечатление, что суета возникает именно в те моменты, когда «появляется» невесомость.

И ещё самый забавный эпизод: с 10:39 по 12:44 показана вроде бы прямая трансляция на монитор в ЦУПе. Вот только в 11:58 прямо на мониторе картинка меняется, сначала показывают американца сзади, наполовину вплывшего в отсек с двумя космонавтами и одним астронавтом, и следом камера в отсеке демонстрирует тех троих, но совершенно не показывает вплывшего в отсек астронавта.

Такое впечатление, что специалисты в американском ЦУПе вместо прямой трансляции смотрят ранее смонтированный материал с нарушенной последовательностью событий. Тем более что когда 4-х человек снимают с двух ракурсов, подразумевается наличие 6-ти человек? Хотелось бы услышать Ваше мнение!  Дмитрий Горюнов. 30 июля 2015».

 

Автор приглашает читателей посмотреть указанный выше клип. Причём промежутки времени, указанные Д. Горюновым, желательно просмотреть не менее трёх раз, потому что явлений много, они быстротечны, и сознание не успевает сразу разглядеть все сомнительные нюансы (на что, собственно, и рассчитывают фальсификаторы).

Ниже представлены несколько стоп-кадров из обсуждаемого фильма, но автор подчёркивает, что стоп-кадры не могут заменить просмотра самого фильма. Они лишь обращают внимание на самые интересные моменты фильма.

В ютубе есть возможность просмотра в замедленном режиме - нажмите справа внизу шестеренку и выберите скорость воспроизведения 0,25… 0,5. Либо сохраните ролик и воспроизведите его в проигрывателе с замедлением.

Автор писал в главе 4, что НАСА умышленно организовало передачу с «совместной орбиты» телерепортажей очень низкого качества. Поэтому читателю придётся смириться и с низким качеством изучаемого нами видеоклипа (если он решит его посмотреть) и с низким качеством представленных ниже стоп-кадров из этого клипа. Единственная возможность для исследователя «вытащить» из этого клипа какую-то существенную информацию – это повторный (а лучше – трёхкратный) просмотр «космических» эпизодов из этого клипа.

 

Что такое - самолёт «нулевой гравитации»?

 

Кинематограф тех лет обладал богатым арсеналом специальных приёмов, позволяющих имитировать невесомость. Но эти приёмы, как правило, сосредотачивались на одном предмете. Чаще всего это был «парящий в невесомости» человек или отдельный предмет. А если нужно продемонстрировать невесомость сразу для нескольких предметов? Те же камера Кубасова и его «фолиант», шлемофоны Леонова и Стаффорда? Не привяжешь же к каждому предмету систему тросиков!

И вот здесь тем, кто готовил в 1974 году (глава 4) телерепортажи с «орбиты» для 1975 года, вполне могли помочь так называемые самолёты «нулевой гравитации». В них можно создать на короткое время состояние, близкое к невесомости (или, как мы её называем – «квазиневесомость») [1]. Такие самолёты появились в самом начале космической эры в связи с необходимостью тренировок будущих космонавтов. Под самолёты «нулевой гравитации» обычно переоборудуются большие транспортные самолёты. В их салонах можно поместить целый космический корабль, а то и два (илл.2). Сегодня за умеренную плату в них может прокатиться любой желающий.

На самом деле «нулевая гравитация» - это красивый синоним «квазиневесомости». Не «обнуляется» гравитация (то есть притяжение Земли) ни в каких самолётах.

 

Илл.2. В самолёте «нулевой гравитации»  [2]

 

 «Квазиневесость» создаётся в самолётах, летящих по специальной траектории (илл.2а). Поскольку состояние полной невесомости возникает во время свободного падения, то для достижения «квазиневесомости» специально подготовленные пилоты на определённых участках трассы полёта переводят самолёт в почти свободное падение. Естественно -  с последующим переходом в горизонтальный полёт.

Во время падения самолёта на короткое время («22-28 секунд в зависимости от условий выполнения полета» [2]) в самолёте возникает «квазиневесомость». В этот короткий период времени пилоту надо очень тонко управлять тягой двигателей, потому что сопротивление воздуха притормаживает самолёт. И это сопротивление нужно возможно точнее компенсировать. Перед началом периода «квазиневесомости» над пилотской кабиной самолёта зажигается предупредительный световой сигнал.

 

Космонавты и астронавты разыгрывают спектакль в  самолёте «нулевой гравитации». «Непослушная» кинокамера В. Кубасова.

 

То, что мы сейчас узнали о самолёте «нулевой гравитации», поможет нам понять все те странности, на которые обратил внимание Д. Горюнов:

 

1) Д.Г. - «всех троих участников синхронно качнуло вправо, как на кочке автомобиль».

На орбите кочек нет, а вот на пути самолёта – бывают. Их называют «воздушные ямы». Может качнуть в сторону и без воздушных ям – если пилот, немного, но резко подправит курс самолёта;

2) Д.Г. - «в 22:54 рядом с Кубасовым самопроизвольно начинает летать кругами некий блестящий предмет».

Действительно, на фоне лица Кубасова на экране движется какое-то светлое пятнышко, то кругами, то по более сложной траектории (см. надпись на илл.3, момент 23:00).

Кубасов никак не реагирует на это пятнышко. На самом деле он его не видит, потому что никакой реальный «блестящий предмет» не кружится вокруг Кубасова. А мы (зрители) видим световой блик, кружащийся на фоне лица Кубасова.

Можно полагать, что в 22:54 в салоне самолёта зажёгся световой сигнал, предупреждающий о том, что через несколько секунд пилот переведёт самолёт в режим полёта, дающий «квазиневесомость». Иногда для предупреждения дополнительно используют освещённый блестящий шарик, висящий на ниточке. Каким-то путём отражение от шарика попадает в объектив камеры кинооператора, снимающего сцену. Вполне возможно, что интерьер с космонавтами/астронавтами отделён от кинооператора стеклянной перегородкой.

Если шарик слегка раскачивается, то он вполне может давать блики, вращающиеся по кругу. Раскачивание шарика резко уменьшается именно в период «квазиневесомости». И тогда световой блик от шарика замирает или исчезает вовсе. Что мы и наблюдаем в момент 23:00.

 

В период наступления «квазиневесомости» космонавты и астронавты пытаются показать нам её и тем самым убедить зрителей, что они находятся на орбите. В частности, В. Кубасов пытается сделать это с помощью кинокамеры, которую он до этого держал в руках. Но он не учёл того, что «квазиневесомость» не полностью убирает вес предметов.

Илл.3. В. Кубасов пытается продемонстрировать невесомость с помощью своей кинокамеры (стоп-кадры из обсуждаемого фильма).

Светлый блик, который в течение нескольких секунд кружился на фоне изображения лица В. Кубасова, исчезает сразу после момента 23:00.

 

3) Д.Г. - «в 23:00 статичная до этого момента картина «взрывается»  чередой суетливых действий».

 Да, через 6 секунд после зажигания светового табло наступает «квазиневесомость». К моменту 23:00 Кубасов держит в руках камеру, которую он предполагает подвесить в воздухе. Стаффорд предполагает то же самое продемонстрировать с помощью своего шлемофона: он тоже должен плавать в воздухе. Поэтому Стаффорд поднёс руку к голове, чтобы быть готовым снять шлемофон, как только наступит «квазиневесомость». Уже одна только эта синхронная готовность Кубасова и Стаффорда показывает, что «квазиневесомость», которую они ожидают, будет кратковременной (Леонов – на заднем плане, и его манипуляции плохо различимы).

4) Д.Г. - «Кубасов «подвешивает» камеру».

Вот тут Д. Горюнов немного неточен. Кубасов не подвешивает, а пытается подвесить камеру. Как только он её отпускает, камера тут же уплывает вниз. Проследим поведение камеры по нескольким стоп-кадрам из рассматриваемого фильма.

            Момент 23:02 – Кубасов лёгким движением пальца снизу подталкивает камеру вверх. Она не противится, но, едва приподнявшись, начинает медленно опускаться (момент 23:05).

Тогда Кубасов берёт камеру рукой и подвешивает её достаточно высоко (илл.4, 23:07). Но, как только рука разжимается, камера опять уплывает вниз. Это – момент 23:12. Стаффорд в этот же момент снимает шапочку, но проследить за её эволюциями автору не удалось. А неутомимый Кубасов в момент 23:17 вновь подталкивает камеру вверх. Она немного поднимается, после чего решительно спускается вниз на колени космонавту (23:31). С этого момента В. Кубасов уже не пытается повторить свой трюк.

            Всё это говорит о том, все три человека находятся не на орбите, а в самолёте «нулевой гравитации» с его «квазиневесомостью». Небольшая часть от веса у всех предметов  сохранилась. И у камеры Кубасова – тоже! Она и тянет камеру стабильно вниз.

 

Илл.4. В. Кубасов повторяет свои попытки продемонстрировать невесомость с помощью кинокамеры, но тщетно (стоп-кадры из обсуждаемого фильма).

 

            Если читатель захочет сравнить квазиневесомость с настоящей невесомостью на орбите, то можно посмотреть, например, клипы из цикла «Жизнь на МКС» [3];

            5) Д.Г. -  «через 45 секунд вся суета заканчивается».

            В этих 45 секундах есть одновременно и хитрость, и слабое место фальсификаторов. Эпизод длится 45 секунд, хотя, как написано выше, в самолётах «нулевой гравитации» наилучшая «квазиневесомость» длится «22-28 секунд в зависимости от условий выполнения полета» [2]. Продлить состояние «квазиневесомости» в 1,5 раза можно только в том случае, если пилот получит приказ отклониться от оптимальной трассы падения самолёта.

Но при этом в соответствии с законами физики  качество «квазиневесомости» ухудшается. Вот поэтому кинокамера Кубасова и «отказывается» повиснуть в воздухе.

6) Д.Г. - «Такое впечатление, что суета возникает именно в те моменты, когда «появляется» невесомость?»

            Совершенно правильное впечатление!

            7) Д.Г. - «Такое впечатление, что «специалисты» в американском ЦУПе вместо прямой трансляции смотрят ранее смонтированный материал».

Что есть, то есть!

----------------------------------------

Автор получил ещё одно интересное письмо. Оно пришло от читателя Андрея Сапожникова из г. Кирова. Он просмотрел тот же клип и вот что он пишет:

            «Внимательно прочёл Вашу статью «Президент США беседует с пассажирами самолёта «нулевой гравитации»» и хотел бы её дополнить личным наблюдением. Речь пойдёт про два эпизода на тему: о чём, собственно, президент Джеральд Форд ведёт беседу с участниками полёта ЭПАС. В своём письме я буду ссылаться на представленное в Вашей работе видео http://www.youtube.com/watch?v=yhcJaPpK36w (указанный адрес устарел, новый адрес - . https://youtu.be/LtrhsHxYNno , А.П.):

 

            Эпизод первый.

            Вопрос президента США Дж. Форда астронавту Вэнсу Бранду (Vance Brand) на отметке 24:24. - Вы изучали русский язык. Это было трудно?

            Вэнс Бранд на отметке 24:58. - Работа, проделанная космонавтами и астронавтами, открывает дорогу будущим полётам, к будущему сотрудничеству различных стран в исследовании космоса.

            Президент на отметке 25:32. - Спасибо большое.

 

            Эпизод второй.

            Вопрос президента США Дж. Форда космонавту В. Кубасову на отметке 26:39. - Как насчёт обеда в космосе?

            Валерий Кубасов на отметке 27:00. - Разнообразная пища на борту. К сожалению, на борту нет крабов.

            Президент на отметке 27:07. - Все мы будем ждать благополучного возвращения астронавтов и космонавтов. Ещё раз поздравляю советских и американских учёных и техников; всех, кто принимал участие в программе, в успешно осуществляемом эксперименте в космосе.

 

            Вот что меня озадачило.

            В первом эпизоде президент задаёт простой конкретный вопрос, и, казалось бы, Бранд сейчас произнесёт что-то вроде «довольно трудно» или «не очень». Однако телезритель ответа о степени трудности при изучении русского языка не получает. Вместо этого астронавт выдаёт развёрнутую речь о будущем сотрудничестве двух стран.

            Во втором эпизоде Валерий Кубасов удачно пошутил. Но что мы слышим? Президент шутки явно не оценил, не засмеялся, не проявил ни малейших эмоций, а продолжил речь, предпочитая оставаться в рамках изначально выбранного им самим менторского стиля изложения.

            Два «странных» эпизода свидетельствуют не просто о несогласованности организаторов репортажа, но ещё и о том, что речь президента США, включая вопросы к участникам ЭПАСа, и речь космонавтов-астронавтов записывались в разное время!

            Конечно, две данные улики являются косвенными. Но если собрать вместе все прочие улики, пусть косвенные, они потянут на весьма определённый вывод: событие, в котором нас пытаются убелить его организаторы, на самом деле является блефом. С уважением, Андрей Сапожников. 14.12.2016».

 

            Автор данной работы первым делом просмотрел повторно указанный Андреем отрезок клипа и убедился в том, что Андрей  совершенно точно, слово в слово передал всё, что сказано диктором в этом отрезке. Затем автор посоветовался с коллегами относительно содержания письма Андрея.

            Один коллега сообщил, что он обнаружил в сети стенограмму записи той самой беседы президента США с космонавтами и астронавтами и что в этой стенограмме текст беседы несколько другой, и никаких сомнительных моментов в нём нет. Это сообщение не убедило автора. Дело в том, что автор уже имеет многократно повторенный опыт дачи интервью и может уверенно сообщить следующее. Все оговорки ошибки и нестыковки, возникшие во время проведения интервью, в последующей стенограмме этого же интервью исправляются так, что от них следа не остаётся.

 

            Далее, из просмотра анализируемого клипа следует, что репортаж о беседе президента передавался на советское ТВ из Хьюстона. (Это согласуется с тем, что, отмечено в главе 4, руководство пропагандистской частью ЭПАСа взяли на себя американцы) Упомянутый репортаж вёлся из Хьюстона в день стыковки, то есть, 17 июля 1975 года. Об этом чётко сказано нашим диктором в первые же минуты советской трансляции американского телевещания.

            То есть, репортаж из Хьюстона передавался непосредственно по ходу событий на орбите. В том, что эти события происходили в действительности, были абсолютно уверены и диктор, и мы – его зрители и слушатели. У нас нет никаких оснований считать, что советское телевидение, транслировавшее репортаж из Хьюстона, привлекло для перевода англоязычных отрезков речи недостаточно квалифицированного переводчика. Так что, то, что было сказано в репортаже из Хьюстона, то и прозвучало на советском телевидении. Включая те странности, о которых пишет А. Сапожников.

            А то, что потом НАСА выпустило «отшлифованные» стенограммы той же беседы, не содержавшие никаких сомнительных моментов – так ведь это полностью соответствует общепринятой практике. Но, как говорит русская пословица «Первое слово дороже второго!».  

 

Общий вывод настоящей главы напрашивается следующий:

- космонавты и астронавты были сняты заранее в самолёте «нулевой гравитации» и было это, скорее всего в том самом 1974 году, когда готовились все репортажи «с орбиты» (глава 4);

- в дни аферы на эти репортажи в аудио сопровождение накладывались речи нужного политика. Автор не думает, что соответствующая синхронизация была сложной технической задачей. Она облегчалась сразу несколькими обстоятельствами.

Во-первых, из-за плохого качества изображения, жестикуляция губ космонавтов и астронавтов практически не видна. Так что проблема синхронизации изображения и звука вряд ли вставала. Во-вторых, фразы, которыми обменивались переговаривающиеся стороны, были примитивны и банальны по своему содержанию и не содержали ничего, что бы жёстко привязывало бы эти фразы к текущему моменту. Поэтому и сценарии этих бесед, вполне могли быть заготовлены в том же 1974 году.

 

           

                       

 Ссылки:

Интернет – ссылки проверены по состоянию на 18.1.2018

1. Видеоклип НАСА (9:40). Apollo-Soyuz Test Project Documentary Pt 2 of 3.  https://www.youtube.com/watch?v=Z4GYNOKVxNI или https://youtu.be/Z4GYNOKVxNI .  Выложен 4.8.2009 музеем им. Стаффорда

2. http://www.starcity-tours.ru/category/zvezdny/zerogravity/

3. Клипы с настоящей невесомостью:

       МКС: орбитальный дом http://www.youtube.com/watch?v=HPlRiYmdBA4 Time 3:10 Time 4:48 Time 5:58 Time 8:20
       Союз TMA-20. История полета. http://www.youtube.com/watch?v=zJtC53KsniM Time 7:10
       Космос, время московское (Салют 6) http://gtrf.info/35_1288.html  Со второй минуты

       Эта долгая дорога в космосе http://www.youtube.com/watch?v=Ka4KqKziW9s Time 4:56