Бодряки с «орбиты».

Откуда возвращались бодрые американские «астронавты» 60-70-х?

(Факты и версии)

 

«Невесомость способна убить!» [1].

 

«Они производили впечатление совершенно изможденных, больных людей».

Начальник Центра подготовки космонавтов, генерал Н. Каманин –

о состоянии космонавтов «Союза – 9» на вторые сутки после возвращения [2].

 

«Нарушение психомоторики отмечается в первые часы и дни

У ВСЕХ космонавтов по возвращении на Землю» [3].

 

«Мой скептицизм, как ветром сдуло. Мне понравилось, как Вы раскрыли

тему реакции человеческого организма на невесомость. Сначала я засомневался.

Ведь Валерий Поляков осуществил 438 - суточный космический полёт на станции.

На этом фоне проблемы со здоровьем после 5 суток, проведённых на орбите в корабле

(пусть даже и тесном!), не кажутся убедительными. Но, когда я получил травму,

катаясь на горных лыжах, то провёл лежа на спине 14 дней. Гиподинамия была,

невесомости не было. Но вставал я очень медленно и шел, держась за стену.

Мой скептицизм, как ветром сдуло».

(Из письма читателя. Е. Иванов, Москва).

 

Введение.

 «Единожды солгавши – кто тебе поверит?». Этот афоризм приходит на ум, когда изучаешь материалы НАСА, касающиеся не только полётов «на Луну» [4 - 7], но и всех пилотируемых полётов 60-х и 70-х годов, о которых сообщило НАСА.

Так, С.М. Ерёменко [8] показал, что ни американские «Меркурии», ни американские «Джемини» не совершили ни одного орбитального полёта вокруг Земли по причине недостаточной мощности тогдашних американских ракет.

А.В. Кудрявец [9], изучая документы НАСА, установил, что санитарно - гигиеническое оборудование «Аполлонов» непригодно для многосуточных полётов в космос.  А других кораблей у НАСА не было! Естественно, что новые аргументы только помогут укрепиться этим выводам.

 

В этой статье рассмотрено самочувствие космонавта, совершившего космический полёт от самого начала и до самого конца в своём тесном корабле. Именно с таких полётов начиналось освоение околоземных орбит. Этот исторический период охватил примерно 1961-1975 г.г. (Появившиеся в первой половине 70-х первые орбитальные станции ещё только-только начинали использоваться).  

Особое внимание обращено на самочувствие космонавтов сразу после возвращения на Землю. Если американцы только имитировали свои «космические полёты», то это не могло не проявиться на  том, как выглядели и как вели себя американские «возвращенцы» из «космоса».

 

Можно ли отличить действительное возвращение корабля с орбиты от имитации такого возвращения, если обратить внимание на внешние, видимые всем признаки самочувствия космонавтов? Во многих случаях – можно (илл.1)! Но для этого надо знать, как действует невесомость на здоровье космонавтов?

 

Илл.1. Любопытное сравнение

Слева:  https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo8/html/s69-15737.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo8/hires/s69-15737.jpg

Справа: [10] , скопировано – 14.10. 2017

 

Если полёт совершается от начала до конца в тесном корабле, то воздействие невесомости на организм человека гораздо более губительно, чем в случае,  когда основное время полёта космонавт проводит на просторной космической станции.

 

Самый длительный полёт в корабле (18 суток) совершили в 1970 году на корабле «Союз-9» космонавты А. Николаев и В. Севастьянов. Оба вернулись на Землю в предынфарктном состоянии. Ходить они не могли. Правда, более молодой космонавт В. Севастьянов мог ползать на четвереньках. Николаева же пришлось срочно спасать в реанимации. Позже он в течение года перенёс два полноценных инфаркта.

Самый длительный полёт на станции длился в 23 раза дольше - 438 суток. Этот рекорд установил на советской станции «Мир» космонавт В. Поляков в 1995-1996 г.г. без каких-либо драматических последствий для своего здоровья.

В наши дни экипажи, составленные из представителей разных стран, несут многомесячные вахты на международной космической станции (МКС). И у них после возвращения на Землю драматических последствий для здоровья не наблюдалось.

Таким образом, при равной длительности полёты в кораблях переносятся по возвращении на Землю несравненно тяжелее, чем полёты на станциях. Это – экспериментальный факт! Почему он имеет место, мы обсудим ниже, в приложении, поскольку это объяснение выходит за рамки данной статьи.

Именно полётами в кораблях начиналась космическая эра. Орбитальные станции стали входить в обиход лишь в первой половине 70-х годов. Поэтому те немногие, буквально единичные полёты, которые предусматривали посещение этих первых орбитальных станций, мы рассматривать не будем.

 

 

 

Советский космос. Полёты в советских кораблях. Невесомость, гиподинамия, перегрузки при спуске - грозные враги здоровья космонавтов

 

Влияние невесомости. До первых полётов советских космонавтов  на этот счёт существовали совершенно неверные представления [1]:  

«К. Циолковский уверял, что она способствует укреплению здоровья, а другие авторы предлагали даже отправлять на орбиту стариков, чтобы продлить им жизнь. С первых же реальных шагов в космос главные сюрпризы преподнесла невесомость. Если первые кратковременные полеты внушали оптимизм, то после 18 – суточного полета «Союза-9» в июне 1970 года выяснилось, что она способна убить» [1].

Мощнейшим союзником невесомости на корабле (и только на корабле!) является гиподинамия, то есть малоподвижный образ жизни космонавта на орбите.

Гиподинамия присуща только кораблям, поскольку в них тесно, и двигаться особенно некуда. Свободный объём корабля «Союз» составляет 8,5 м3. Минимальный по численности штатный экипаж «Союза» составляет 2 человека. Эти два человека вполне справляются с управлением кораблём. При такой численности в «Союзе» на каждого человека приходится по 4,25 м3. Тесно!. Отсюда и ограничение в движениях, то есть гиподинамия. Чтобы наглядно представить себе такую тесноту посмотрите на две фотографии, показывающие оба обитаемых отсека этого корабля (илл.2).

При наличии технической необходимости  экипаж «Союза» можно увеличить до 3-х человек. Становится ещё теснее (по 2,9 м3  на человека).

Но и в этом случае «Союз» остаётся значительно более просторным по сравнению с «Меркуриями», «Джемини» и «Аполлонами».

 

Илл.2. а) внутри спускаемого аппарата корабля «Союз»;

б) внутри орбитального (бытового) отсека корабля «Союз»

http://i.wp-b.com/media/2016-4-18/ruCHrXef23.jpg и http://i.imgur.com/BYaJUEh.jpg

скопировано – 14.10. 2017

 

Движение – вот единственный способ не допустить гиподинамии. Но в корабле зарядку не сделаешь – тесно. Тренажёры в корабле не установишь – нет места!

Прошло много лет и было совершено много полётов, прежде чем «космические» медики накопили достаточно фактов эрозии организма под совместным воздействием длительной невесомости и гиподинамии [1, 3, 11, 12]:

«Длительное нахождение в невесомости приводит к серьезным изменениям в организме. Появляется тошнота, дезориентация, снижается двигательная активность, теряется мышечная масса, уменьшается объем крови, снижается работоспособность и иммунитет к инфекционным заболеваниям.

Увеличивается рост человека (в среднем на три сантиметра), но при этом тело становится дряблым и чрезвычайно уязвимым при травмах. Сами травмы заживают медленнее.

Развиваются учащенное сердцебиение, аритмия, из-за перетока крови от ног к голове ухудшается работа мозга, что может привести к психическим расстройствам».

С продолжением полёта космонавты привыкают к невесомости. Отсутствие силы тяжести некоторым начинает даже нравиться, восстанавливается работоспособность. Но разрушение организма не останавливается ни на минуту.

В корабле невесомость и гиподинамия совместно разрушают здоровье космонавтов. Обе они лишают тело так необходимых ему постоянных физических нагрузок, ослабляют тело космонавта и тем закладывают фундамент для его драматического возвращения на Землю.

 

Спуск с орбиты:

тяжелейший удар на организм перегрузками венчает подрывную «работу» невесомости и гиподинамии.

 

Перегрузки. Расплата за пребывание в невесомости и гиподинамии наступает, когда корабль входит в плотные слои атмосферы и резко тормозится. И тогда на «дряблое» тело космонавта, как УДАР обрушиваются  такие перегрузки, что как будто бы на космонавта наваливается «стопка» из нескольких человек (3-4g). За эти несколько минут самочувствие космонавта резко ухудшается и остаётся таким в первое время после приземления корабля.  

Подкрепим сказанное воспоминаниями советских космонавтов. За период  1961 - 1975 г.г. советские космонавты совершили успешный 21 полёт по околоземной орбите, в которых они от начала до конца полёта пребывали на кораблях «Восток», «Восход» и «Союз» [13]. Рассмотрим шесть полётов, выполненных на кораблях «Восток» и «Союз».

 

Самочувствие советских космонавтов на орбите. «Востоки».

.

 

Илл.3. Три «Востока»

Источники: любой поисковик по запросу «космонавт такой-то» и два стоп-кадра из фильма  «Герман Титов – первый после Гагарина» [14].

скопировано – 14.10. 2017

 

*Апрель 1961 г., Ю. Гагарин, «Восток – 1». 108 минут на орбите. «На работоспособности невесомость не сказывается».

Юрий Гагарин совершил всего один виток вокруг Земли. Невесомость ему понравилась [15]: «Чувствовал себя превосходно. Все стало легче делать. Ноги, руки ничего не весят, предметы плавают по кабине. И сам висел в воздухе. Я ел и пил, и все происходило так же, как у нас на Земле. На работоспособности невесомость никак не сказывается. В корабле я мог бы находиться значительно дольше».

 

*Август 1961 г., Г. Титов, «Восток – 2». Сутки на орбите. «Самочувствие  «хреновое»!»

Г. Титов пробыл на орбите почти сутки, и он поделился впечатлениями совсем иного рода. Вот что рассказали об этом по ходу фильма [14] космонавт Б. Волынов и генерал – лейтенант Космических войск И. Куренной (илл.3):

Б. Волынов: «У Юры ничего не было за один виток. (Но) начиная с шестого витка, у каждого космонавта возникают вестибулярные расстройства. Не хочется есть, не хочется спать, много чего не хочется. Очень трудное состояние. Никто не знал об этом».

Диктор: «Когда началась рвота, Титов честно ответил на вопрос Земли о самочувствии: «Хреновое!».

И. Куренной: «Эта рвотная масса, он даже мне рисовал, как она ему шею окутала. Он с трудом от этого избавился».

             

*Август 1962 г., П. Попович, «Восток – 4». Трое суток на орбите. «Голова болит? Об стенку её!»

Рассказывает П. Попович [16]:

«В невесомости кровь циркулирует, в основном, по малому кругу «сердце – легкие – голова». Из-за прилива крови голова сильно болела. Попробуй повисеть вверх ногами десять минут! Шею раздувает, лицо красное. И БОЛИТ, БЛИН!.. Когда становилось невтерпеж, я подплывал к стенке корабля и с разгону бац об нее, чтобы искры посыпались. И эта новая боль как бы затмевала ту…».

 

Таким образом, уже через считанные часы, невесомость и гиподинамия приводили к рвоте, головной боли и другим неприятным ощущениям. К сожалению, у автора нет данных о самочувствии космонавтов «Востоков» сразу после приземления. Впрочем, полёты упомянутых «Востоков» были уж слишком короткими, чтобы посторонний свидетель (не врач!) мог заметить какие-либо существенные отклонения в поведении космонавтов сразу после приземления.

Поэтому ниже принято считать полёты на кораблях длительными только в том случае, если они продолжались не менее 5 суток. Этого срока, оказывается, вполне хватает для того, чтобы невесомость, гиподинамия и завершающий удар перегрузками заметно сказались на состоянии вернувшихся космонавтов. На этом мы расстаёмся с «Востоками» и переходим к «Союзам».

 

Самочувствие советских космонавтов

сразу после возвращения. «Союзы»

 

Илл.4. Семеро из «Союзов»

а) экипаж «Союза-7», почтовая марка СССР («парадное» фото, из сети);

б) экипаж «Союза-19» на носилках. Уникальное служебное  фото [10].

Подпись в оригинале: «Приземлились А. Леонов и В. Кубасов. Съемку - отчет ведет И. Давыдов».

в) экипаж «Союза-9», («парадное» фото, из сети)

скопировано – 14.10. 2017

 

Следующие три описания полётов на «Союзах» идут не в хронологическом порядке, а в порядке увеличения длительности полёта по орбите.

 

Октябрь 1969 г., А. Филипченко, В. Волков, В. Горбатко, «Союз - 7». 5 суток на орбите. Возвращение: «Просто поднять руку стоило немалых усилий»; «сам идти я не мог!»

 

А. Филипченко [17] так пишет о приземлении:

«…срабатывают двигатели мягкой посадки. С трудом протягиваем вдруг потяжелевшие руки. Ноги тяжеловаты и заметно непослушны.  Вадим слегка побледнел, его покачивает.

В гостинице казалось, что кровать проломится подо мной. Я чувствовал себя как бы налитым свинцом. Просто поднять руку стоило немалых усилий.…Ощущение покачивания оставалось довольно долго. Когда поехали на пресс-конференцию, наша «моряцкая» походка обратила на себя внимание всех присутствующих».

       А вот что вспоминает В. Горбатко [18]:

«Сам идти я не мог. Будто на плечах у меня сидят два человека, а земля все время уходит из-под ног. А когда ложишься, то на грудь такая тяжесть наваливается, что дышать невозможно и, кажется, что сейчас куда-то провалишься».

 

Как писал тогдашний начальник отдела медико - психологической подготовки ЦПК, доктор психологических наук В. И. Лебедев: «Нарушение психомоторики отмечается в первые часы и дни У ВСЕХ космонавтов по возвращении на Землю» [3].

            Медицинский термин «психомоторика» весьма широк [19]. Мы используем его упрощённый вариант. Всё что написано выше и ниже про  космонавтов, тяжело перенесших возвращение, – это плохая психомоторика. А твёрдый уверенный шаг, нормальное чувство равновесия – это хорошая психомоторика.

Ни автор, ни большинство его читателей космическими медиками не являются. Поэтому нас будут интересовать только такие отклонения в поведении космонавтов, которые и наглядны, и отчётливо видны любому человеку. Как – то: пошатывание при ходьбе, неспособность к передвижению вообще. И т.п.

 

Космонавтам ничто человеческое не чуждо. И, конечно, по возвращении на Землю, они зачастую были склонны немного приукрашивать своё самочувствие из чисто мужского самолюбия. Разумеется, возможны и чисто индивидуальные различия в выносливости разных людей. Поэтому будет полезно узнать о самочувствии прибывающих космонавтов от тех, кто их встречал на месте приземления. Мнение врачей мы уже знаем [3]. Но и мнение других спасателей (не медиков) нам тоже интересно.

Ветеран космодрома Байконур/Тюра - Там Н.В. Лебедев много раз участвовал в работе спасательных групп по поиску и эвакуации космонавтов. Вот что он рассказал [20]:

 «Как правило, капсула засекалась еще в момент ее спуска на парашюте. Первыми вступали в дело спасатели. В их задачу входило выровнять приземлившийся аппарат в положение, удобное для извлечения космонавтов, закрепление его с помощью домкратов на местности и открытие люков. Затем в дело вступали медики, которые извлекали космонавтов из капсулы и укладывали их на специальные носилки, так как их состояние не позволяло им самостоятельно, без посторонней помощи, двигаться, некоторым из них делали даже уколы средства, укрепляющего тонус. Извлеченные космонавты на вертолете доставлялись с места приземления на площадку №1 в реанимационное отделение госпиталя…».

 

Июль 1975 г., А. Леонов и В. Кубасов, «Союз-19». 6 суток на орбите: с корабля – на носилки!

 

На илл.4а и на илл.4в мы видим, так сказать, «парадные» фотографии космонавтов «Союза-7» и «Союза-9». Эти фотографии ничего не расскажут нам о самочувствии космонавтов сразу после возвращения. А вот на илл.4б показана воистину уникальная фотография. На ней мы видим космонавтов «Союза-19», только что вернувшихся с орбиты после 6 суток полёта. И видим те самые носилки, о которых рассказывал Н.В. Лебедев. На них лежат космонавты, только что извлечённые из корабля. А над космонавтами склонились врачи.

Фотография (илл.4б) была опубликована в книге [10] в 2000-м году, то есть через 25 лет после события. Она снята ответственным сотрудником ЦПК И. Давыдовым не для СМИ, а для служебного отчёта. Доверять этой фотографии можно, потому что за фантазии в служебных отчётах обязательно получишь выговор от начальства, а то и «вылетишь» со службы.

 

Июнь 1970 г. А. Николаев, В. Севастьянов, «Союз - 9». 18 суток на орбите. Возвращение в предынфарктном состоянии. «Встать мы не могли. На носилках нас занесли в вертолет… на носилках и вынесли».

 

             За 18 суток, проведённых на орбите, космонавты так привыкли к невесомости, что даже просили продлить им полёт [21]. К счастью, «Союз - 9» возвратился точно по графику. Он очень мягко сел на свежевспаханную землю. Но, когда спасатели открыли люк корабля, то увидели, что состояние космонавтов было просто драматическим [1, 3, 2, 21, 22]. Вот что рассказывал сам В. Севастьянов:

            «У нас тогда не было ни «бегущей дорожки», ни «велоэргометра», ни нагрузочных костюмов «Пингвин». Поэтому из-за отсутствия физической нагрузки мы оказались неподготовленными к посадке. И нам было очень тяжело. Встать мы не могли. Нас занесли в вертолет. Летим. И вдруг врачи к Андрияну кинулись и что-то суетятся. Я на карачках подполз  – Андриян без сознания. Еле откачали… Так нас на носилках из вертолета и вынесли».

Начальник ЦПК генерал Н.П. Каманин встретился с космонавтами на следующий день [2]: 

«Я знал, что они тяжело переносят возвращение на Землю, но не рассчитывал увидеть их в таком жалком состоянии: бледные, опухшие, апатичные, без жизненного блеска в глазах - они производили впечатление совершенно изможденных, больных людей».

Сам В. Севастьянов рассказал такую трогательную, но поучительную историю:

«Периметр бедра у нас уменьшился на 7,5 см, голени – на 3,5 см, были полностью растренированы мышцы ног. Сердце прокачивало в 2 раза меньше крови.  У нас было предынфарктное состояние».

 «Первую неделю только лежали [21]. Мучили сильные боли в ногах и спине. На седьмые сутки Се­вастьянов встал, оперся на стул и так со стулом, по стенке побрел в соседнюю комнату к Андрияну.

– Ты уже ходишь? А как?

– Стул перед собой двигаю.  И ты давай.

Он попробовал. Стоит бледный от напряжения, но улыбается.

–  Давай поку­рим! Помнишь, мы с тобой сигарету припрята­ли…

И вот друзья по стеночке, поддерживая друг друга, «ушлепали» из своих палат».

Более молодой Севастьянов через некоторое время восстановился и спустя пять лет совершил второй космический полет. Николаев же в течение года перенес два инфаркта и больше в космос не летал».

В рассматриваемый период времени (1961-1975), когда советские космонавты летали практически только на кораблях, коренной перелом в ухудшении их здоровья наступал после 5 – 6 суток полёта [10,17]. Конечно, реакция на возвращение у разных советских космонавтов была разная, но уж бодряками вернувшихся с орбиты советских космонавтов никак не назовёшь. После драматического финала полёта «Союза - 9» длительность последующих советских полётов в кораблях не превышала 8 суток. 

 

Советские СМИ не сообщали о плохом самочувствии возвратившихся космонавтов.

Поэтому из американских «кораблей» так упорно выскакивали бодряки.

 

Советские официальные СМИ – радио, центральные газеты, телевидение о плохом самочувствии советских космонавтов не сообщали. Для примера на илл.5а показано сообщение ТАСС о приземлении экипажа «Союза - 7». В нём самочувствие космонавтов сразу после приземления записано, как «хорошее» и «отличное». А каким оно было на самом деле, мы уже знаем (илл.5б). По ссылке [24] найдутся ещё 13 подобных сообщений ТАСС.

Что же касается «Союза – 9», то автор статьи (современник тех событий) не видел в 1970 году ни одного сообщения в СМИ о том, что А. Николаева реанимировали в вертолёте по пути в госпиталь, в то время, как более «бодрый» В. Севастьянов полз к товарищу на четвереньках.

 

Илл.5.

а) сообщение ТАСС о приземлении «Союза - 7» [23]

б) выдержки из воспоминаний космонавтов «Союза - 7» [17, 18]

 

Советскому народу, однако, эта информация не столь уж и была важна. Нам было достаточно знать, что в космосе свершилась очередная наша победа и что космонавты живыми вернулись на Землю.

А вот то, что об истинном самочувствии возвратившихся на Землю космонавтов не знали в НАСА, было очень кстати. Потому что из-за отсутствия собственного опыта пилотируемых полётов, американцам ничего не оставалось, как принимать заявления ТАСС на веру. И эта вера легла в основу всех многочисленных инсценировок возращений американских липовых «астронавтов» якобы из космоса

 

Чьи корабли лучше?

 

Для объективности последующего анализа полезно сопоставить условия для жизни и работы космонавтов/астронавтов в «Союзах», в «Джемини» и в «Аполлонах». Для этого воспользуемся источниками [8, 9, 24, 25].

 

Таблица 1.

 

 

 

Экипаж,

 чел.

 

Общий

полезный объём м3, [24]

Полезный объём

на 1 человека, м3,

 

Удаление

мочи и фекалий

 [8, 9]

Перегрузка при спуске

с НОО

 

Перегрузка при

возвращении от Луны

 

«Союз»

2-3

8,5

4,25-2,9

Есть космический унитаз

3-4g [25а] расчёт и опыт

-

«Джемини»

2

2,5

1,25

Памперсы, п/э мешки

3-4g [25б] расчёт

-

«Аполлоны №7 и №9»

3

6

2

Памперсы, п/э мешки

3-4g [25б] расчёт

-

«Лунные» «Аполлоны»

3

6

2

Памперсы, п/э мешки

-

6,6g [25б] расчёт

 

«Союз» значительно просторнее американских конкурентов, а, значит, гиподинамия в нём меньше.  

Вряд ли самочувствие космонавтов улучшится, если человек проводит много суток в тесном контакте с собственными испражнениями. В «Союзе» есть санузел для отправления естественных нужд, работающий в условиях невесомости. А это - далеко не простое устройство. Для отправления же естественных нужд в «Джемини» и «Аполлонах» предназначались памперсы и полиэтиленовые мешки. Будь их полёты настоящими, то к их концу американские экипажи очень дурно бы пахли.

Расчёты, подтверждённые опытом только для «Союзов», показывают, что при спуске с околоземной орбиты и «Союзы», и «Джемини» и «Аполлоны» испытывают одинаковые перегрузки – (3 - 4g). А «лунные» «Аполлоны» испытывали бы перегрузки почти в 2 раза большие (до 6,6g).

 

Таким образом, в том, что касается перегрузок, то при спуске  с НОО они в «Союзах» такие же, как и в «Джемини» и в «Аполлонах». Но по просторности и по сангигиене «Союз» «на голову» превосходил американские изделия (которые и кораблями назвать неловко!). Поэтому, если экипажи «Союзов» после приземления с орбиты укладывали на носилки, то американских астронавтов по их возвращении с НОО, наверное, надо было сразу помещать в какие - то реанимационные боксы с кислородными подушками для восстановления дыхания.

А что говорить об астронавтах из так называемых «лунных» «Аполлонов»? Они при возвращении должны были испытывать перегрузки до 6,6g! Они бы ещё тяжелее переносили бы возвращение на Землю.

 

Но в противовес всем ожиданиям, американские экипажи немедленно после приводнения как «Джемини», так и «Аполлонов» являлись публике исключительно бодрыми, белыми и пушистыми. Подчеркнём, что все приведённые ниже фотографии американских «астронавтов» сняты согласно НАСА через 30-50 минут после приводнения.

 

«Американский космос». Полёты в американских «кораблях».

 Невесомость, гиподинамия, перегрузки при спуске – всё, как «с гуся вода!»

Хоть с «орбиты», хоть с «Луны» - американцы - бодряки!

 

 

В таблице 2 представлены сведения НАСА об американских космических полётах, совершённых якобы с выходом на околоземную орбиту и с длительностью более 5 суток [13]. Автор данной статьи подчёркивает, что приводя таблицу 2, он ни в коей мере не доверяет её данным. Для него содержание этой таблицы – это то, что сказало НАСА, и более ничего. Столь категорическое недоверие вытекает из всех сообщённых ниже фактов.

 

Таблица 2. Краткие сведения НАСА об американских орбитальных полётах длительностью более 5 суток

 

№№

тип полёта

корабль

экипаж

дата (ы) полёта

длительность

 

1

орбитальный

"Джемини-5" 

Г. Купер, Ч. Конрад

21-29.8. 1965

8 суток

2

орбитальный

"Джемини-7"

Ф. Борман, Д. Ловелл

4-18.12. 1965

14 суток

3

орбитальный

"Аполлон-7" 

У. Ширра, Д. Эйзел, У. Каннингем

11-22.10. 1968

11 суток.

4

облёт Луны

"Аполлон-8" 

Ф. Борман, Д.Ловелл, У. Андерс

21 – 27.12.1968

6 суток

5

орбитальный

"Аполлон-9" 

Д. МакДи́витт, Д. Скотт, Р. Швайкарт

3-13.3.1969

10 суток  

6

облёт Луны

"Аполлон-10" 

Ю. Сернан, Т. Стаффорд, Д. Янг

18-26.5.1969

8 суток 

7

с высадкой на Луну

"Аполлон-11" 

М. Армстронг, Э. Олдрин, М. Коллинз

16-24.7.1969

8 суток 

8

с высадкой на Луну

"Аполлон-12" 

Ч. Конрад, А. Бин, Р. Гордон

14-24.11.1969

10 суток 

9

облёт Луны

"Аполлон-13" 

Д. Ловелл, Д. Суиджерт, Ф. Хейс

11-17.4.1970

6 суток

10

с высадкой на Луну

"Аполлон-14" 

А. Шепард, Э. Митчелл, С. Руса

31.1-9.2.1971

9 суток

11

с высадкой на Луну

"Аполлон-15" 

Д. Скотт, Д. Ирвин, А. Уорден

26.7-7.8.1971

12 суток 

12

с высадкой на Луну

"Аполлон-16" 

Д.Янг, Ч. Дьюк, Т. Маттингли

16-27.4.1972

11 суток 

13

с высадкой на Луну

"Аполлон-17" 

Ю. Сернан, Х. Шмитт, Р. Эванс

7-19.12.1972

12,5 суток 

 

В таблицу 2 включены все «лунные» «Аполлоны». Конечно, траектория облёта Луны – это далеко не околоземная орбита. Но в плане влияния невесомости и гиподинамии на здоровье экипажа полёт к Луне и обратно отличается только перегрузками при входе в атмосферу Земли (причём, в худшую для космонавтов сторону – до 6,6g).

 С «Аполлонами», с которых согласно НАСА, американцы высаживались на поверхность Луны, ситуация, на первый взгляд, немного сложнее, поскольку во время пребывания на Луне у человека появляется вес. Однако, согласно НАСА, из трёх членов экипажа, только двое опускались на Луну в специальном модуле, тогда как третий член экипажа  всё это время оставался на окололунной орбите в капсуле «Аполлона», то есть в полной невесомости. 

 

Так что, в целом, и по «лунным полётам» «Аполлонов», возможность для сравнения с самочувствием советских космонавтов остаётся.

 

«Джемини» - разминка перед «Луной».

 

«Джемини - 5»

 

29 августа 1965 г. «Джемини - 5» якобы пробыл на орбите 8 суток (илл.6). И естественно ожидать, что нарушения в психомоторике у «джеминистов» должны проявиться более разительно, чем это было у космонавтов «Союза – 7» (5 суток на орбите) и «Союза – 19» (6 суток на орбите). Но для суперменов из «Джемини - 5» 8 – суточное пребывание в невесомости, гиподинамии и антисанитарии – нипочём!

 

 

Илл.6. 29 августа 1965 г. Бодряки из «Джемини – 5» вернулись якобы из 8 суточного орбитального полёта.

а) подпись НАСА: «Л.Г. Купер и Ч.Конрад после приводнения перебираются  плот с помощью флотских дайверов».

б) экипаж «Джемини – 5» шествует по палубе авианосца после 8 суток, якобы проведённых на орбите.

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/gemini/gemini5/html/s65-51653.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/gemini/gemini5/hires/s65-51653.jpg

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/gemini/gemini5/html/s65-45292.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/gemini/gemini5/hires/s65-45292.jpg

Скопировано – 14.10.2017

 

 

«Астронавт» сам перепрыгивает с одного резинового плотика на другой (илл.6а). Плотик дайверы придерживают, чтобы не отплыл, но руку помощи не предложат. А зачем помощь бодряку? Спасательный вертолёт доставляет бодряков на палубу авианосца. И они уверенным шагом идут по почётной красной ковровой дорожке (илл.6б). Идут так же уверенно и встречающие их люди, которые ни в какой космос не летали.

            То, что ракета с «Джемини-5» стартовала – это видели миллионы зрителей, а вот то, что она несла на себе экипаж и то, что этот экипаж 8 суток был на орбите и то, что он вернулся из космоса – совсем неочевидно.

 

«Джемини - 7»

 

18 декабря 1965 г. «Джемини - 7» якобы пробыл на орбите  целых 14 суток. Через 31 минуту после приводнения капсулы  экипаж «Джемини - 7» вышел из спасательного вертолёта на палубу авианосца (илл.7а).

 

 

 

Илл.7. Бодряки из «Джемини - 7» якобы только что вернулась из 14-суточного орбитального полёта.

Слева: встреча у дверей спасательного вертолёта.

Справа: Под гром оркестра по палубе авианосца бодро  шагают «астронавты» из «Джемини – 7»;

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/gemini/gemini7/html/s65-63646.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/gemini/gemini7/hires/s65-63646.jpg

Укороченный видеоклип [26]. Скопировано 14.10.2017

 

Интересно посмотреть клип шествия бодряков из «Джемини - 7» по палубе авианосца (илл.7б). Несмотря на ужасное «качество» клипа, вы всё равно различите стремительную и совершенно раскованную походку «астронавтов» и  их свободную жестикуляцию.

А. Булатов дал следующую оценку этому репортажу: «Эти новостные репортажи много информативнее приглаженных и отцензурированных фильмов НАСА. Здесь специалисты часто говорят более свободно, несогласованно и часто в прямом эфире, допуская фактические ошибки». Ниже дан сокращённый перевод английского дикторского сопровождения клипа, сделанный А. Булатовым:

 

Часть 4 http://www.youtube.com/watch?v=ZQ_TAQJKKj0

Репортаж ведут: Чет Хантли (Chet Huntley), Дэвид Бринкли (David Brinkley) и Фрэнк Макги (Frank Mcgee)

Фрэнк Макги: «Доктора не могут нарадоваться на великолепную физическую форму астронавтов. Медики предсказывают, что 32-45 дневные полёты в космос не будут большой проблемой. Борман и Ловелл прибыли на борт авианосца через 31 минуту после приводнения». До полёта Бормана спросили, как он относится к предстоящему 2-х недельному заключению в тесной капсуле.

Фрэнк Борман (5:38 по таймеру клипа): «Я надеюсь, что в невесомости это будет проще. Все кто летал, говорят, что в невесомости это много проще».

12:03 Пресс-секретарь НАСА Бен Джеймс: «Вы не поверите, но у них всё отлично. Доктора очень довольны их здоровьем. Единственная проблема в том, что Фрэнк Борман заметил, что его ноги немного тяжеловаты. Ну, а кроме этого, они чувствуют себя хорошо».

Репортёр: «Он использовал слово «тяжёлые», а не «слабые», верно?»

Бен Джеймс: «Нет, они чувствуются тяжёлыми».

13:25 Чет Хантли: «Удивительно, что двое мужчин смогли сами идти. Это трудно понять. Если вы проведёте 14 дней в постели, и вам позволено только переворачиваться с бока на бок, то очень сомнительно, что вы сможете подняться и пересечь комнату. Но у этих парней, похоже, с этим нет проблем. Очевидно, это объясняется упражнениями для ног, которые они выполняли. Но должно быть влияние и на другие части тела».

Часть 5 http://www.youtube.com/watch?v=2vO3DZhLLfs

Доктор Чарльз Берри: «И их работоспособность во время всей экспедиции была выше всяких похвал. Во время всего полёта у них была великолепная производительность, и не было никакого снижения работоспособности».

 

Автор данной статьи хотел бы к этому репортажу добавить несколько комментариев.

«Я надеюсь, что в невесомости это будет проще. Все кто летал, говорят, что в невесомости это много проще», - говорит ещё до полёта Фрэнк Борман.  

«Что проще?». Проще задыхаться рвотой, окутавшей шею, как это произошло у Титова? Или проще биться об стенку корабля, «вышибая» головную боль от невесомости, как это делал Попович? Ничего этого не знает Борман, потому что не летал в космос ни он, ни его товарищи по отряду астронавтов НАСА. Вот и несёт он ахинею – «в невесомости это много проще».

Много ерунды говорят и доктора. Но их можно понять. Они – статисты спектакля! Им сказали, что «джеминисты» пробыли на орбите целых 14 дней. Как же им не радоваться великолепной физической форме «джеминистов» и не предсказывать полёты длительностью до 45 дней?

Но прорывается в репортаже и голос здравого смысла. Например, Чет Хантли говорит: «Удивительно, что двое мужчин смогли сами идти. Это трудно понять. Если вы проведёте 14 дней в постели, и вам позволено только переворачиваться с бока на бок, то очень сомнительно, что вы сможете подняться и пересечь комнату. Но у этих парней, похоже, с этим нет проблем. Очевидно, это объясняется упражнениями для ног, которые они выполняли. Но должно быть влияние и на другие части тела».

Житейский опыт подсказывает Чету Хантли, что перед ним разыгрывается нечто странное. Но его удивление не переходит в недоверие, потому что все вокруг шумят о новой великой американской победе в космосе.

 

К 2013 году прошло уже почти полвека после миссии «Джемини-7» и американцы решили показать кадры о том же возвращении «Джемини - 7», но уже нормального качества [27]. Несколько стоп – кадров из клипа [27] представлены на илл.8. К этому времени НАСА уже отлично представляло, как сказывается невесомость на психомоторике возвратившегося человека. Поэтому надо было как-то объяснить бодрую походку джеминистов из 60-х. Эту задачу поручили ветерану - командиру «Джемини-7» Фрэнку Борману. Мы видим его на последнем стоп – кадре илл.8.

 

 

Илл.8. Другой видеоклип НАСА о встрече «астронавтов» из «Джемини – 7».

Справа: ветеран -«джеминист №7» Ф. Борман рассказывает, как тяжело ему было бодро шагать по палубе.

На среднем кадре молодой Борман отмечен знаком Х.

Клип выложен 1 июля 2013 года, http://youtu.be/KDOLHClNTOI?t=4432 скопирован – 10.5. 2015

(август 2017 – ссылка работает, но показ фильма заблокирован для свободного доступа под предлогом защиты неких авторских прав)

 

Ф. Борман объясняет (перевод А. Булатова):

«Было тяжело идти. Я не пользовался ногами 2 недели. И я должен был приказывать ногам: «левой, правой, левой, правой».

А наш В. Горбатко почему-то не додумался до такого простого решения, и после 5 – суточного полёта сам идти не мог. И А. Николаев тоже не додумался, отчего после 18 – суточного полёта чуть не скончался в вертолёте. И его молодой коллега Севастьянов опять же не додумался, так что, если что он и смог, так это только подползти к теряющему сознание товарищу на четвереньках. И мы, зная это, должны верить в сказки Бормана?

 

Завершив перевод репортажей клипов [26, 27] , А. Булатов добавил от себя следующее:

«Если бы НАСА в 1965 г. отправляло на орбиту астронавтов хотя бы на 5 дней, то медики заметили бы влияние невесомости на умение ходить сразу после полёта, и они скорректировали бы послеполётные заявления астронавтов «Джемини-7». А также предполётную речь Бормана: «Все, кто летал, говорят, что в невесомости это много проще».  А также выход из вертолёта был бы другим. А также поумерили бы охи и ахи по поводу великолепной физической формы. А также медики не заявляли бы, что полёт на 45 дней ничем не отличается от полёта на 14 дней.

Вывод: в 1960-е американцы не летали даже на 5 дней.

Если бы НАСА в 1962-65 г.г. отправляло на орбиту астронавтов хотя бы на 1-2 дня, то медики заметили бы, что астронавтов тошнит, и у них болит голова. И мы это услышали бы в их отчётах.

Вывод: в 1960-е американцы не летали даже на 1 день.

Автор полностью согласен с этим логичным и лаконичным выводом. На этом мы оставляем «Джемини» и переходим к «Аполлонам».

 

«Аполлон-7».

 Директор НАСА БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН уходит в отставку

за 4 дня до старта первого «пилотируемого» «Аполлона».

     

            На 11 октября 1968 года был назначен старт «Аполлон-7» (илл.9). Согласно НАСА, это был первый пилотируемый полёт «Аполлона». А всего за 4 дня до этого старта в истории НАСА произошло весьма любопытное событие. 7 октября директор НАСА Джеймс Е. Уэбб [28], в течение 7 лет бессменно находившийся у руля НАСА, подал в отставку БЕЗ ОБЪЯСНЕНИЯ ПРИЧИН!

И программа «Меркурий», и программа «Джемини» - все они прошли под его руководством. Да, и программа «Аполлон», тоже на целых 7 лет пришлась на годы директорства Уэбба.

Если бы на 11 октября был назначен настоящий старт настоящего пилотируемого корабля, к тому же первого по счёту среди «Аполлонов», то чего ещё мог желать директор НАСА, как не насладиться триумфом своих семилетних забот? Но вместо этого он заранее и буквально накануне подаёт в отставку! Если это не демонстративный жест, то, что это такое?

Известный американский журналист Барт Сибрелл в фильме [29] говорит об этом так (момент 41:40):

«Высшее должностное лицо НАСА Джеймс Уэбб подал в отставку без объяснения причин, всего за несколько дней до первого полёта Аполлона. Почему, когда он был на пороге величайшего достижения в своей карьере?».

Со здоровьем у Д. Уэбба проблем особых не было. После своей отставки он прожил ещё 24 года. Уволен за плохую работу? Но, во-первых, плохая работа обнаруживается не за 4 дня до важнейшего старта. А, во-вторых, слишком много заслуг, почестей и наград перечислено в официальной (от НАСА) биографии Д. Уэбба [28]. Похоронен Д. Уэбб на самом престижном в США Арлингтонском кладбище. Его именем назван один из крупнейших и новейших американских телескопов (а этой чести в США удостоены очень немногие!)

 

Вы можете представить себе аналогичную ситуацию в СССР? На 12 апреля 1961 года назначен запуск первого в мире космонавта – Юрия Гагарина. Все знают, сколько сил вложил в этот подвиг всего советского народа Генеральный конструктор С.П. Королёв. Сколько бы советских космических специалистов «разинули рты» от изумления, если бы вдруг узнали, что за 4 дня до старта Ю. Гагарина, то есть  8 апреля 1961 года С.П. Королёв подал в отставку?! Да, ещё без объяснения причин!  Абсурд, да и только! Абсурд, которого не может быть, потому, что под руководством С.П. Королёва готовился реальный полёт человека в космос.

 

Иная ситуация была у Д. Уэбба. Именно под его руководством НАСА с самого начала пошло по пути имитации космических полётов. Сначала это были сравнительно скромные аферы «Меркурий» и «Джемини». Тем более, что теплилась надежда, что на смену аферам придут реальные полёты в космос. И в отставку Д. Уэбб не подавал.

Но шло время, отставание американцев и по части ракет – носителей, и по части космических кораблей росло, и наглый обман становился единственным средством ответа на советские пилотируемые полёты. Со стартом «Аполлона-7» начиналась грандиозная Лунная Афера. По масштабам обмана всего человечества она на порядок превосходила и «Меркурии», и «Джемини» вместе взятые. И, очень похоже на то, что в самый последний момент опытный лис Д. Уэбб предпочёл, образно говоря, «умыть руки». Да, он не будет купаться в лучах славы в случае успеха лунной аферы, но он сведёт к минимуму и число личных «шишек» в случае её провала. («Я же Вас предупреждал!», - скажет он).

 

 

Илл.9. а) Д. Уэбб (директор НАСА с 1961 года) 7 октября 1968 года, то есть за 4 дня до  старта  «Аполлона-7» уходит в отставку без объяснения причин [28];

б) стартует ракета А-7 (согласно версии автора статьи – без экипажа);

в) бодряки из «Аполлона-7» якобы только что вернулись на Землю после 11 суток полёта по околоземной орбите;

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo7/html/s68-48788.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo7/hires/s68-48788.jpg

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo7/html/s68-49744.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo7/lores/s68-49744.jpg

скопировано 15.10.2017

 

 

Почитаем, как живописал  миссию «Аполлона-7» искренний её почитатель советский писатель Я. Голованов [30]:

«Они летали одиннадцать дней - этого времени должно было хватить для первого путешествия на Луну и обратно. Они опустились в воды Атлантики  и через 35 минут они уже стояли на палубе корабля. Все поставленные задачи выполнены на 101 процент, - подытожил директор программы «Аполлон» доктор Лоу. Еще «Аполлон-7» не спустился, как было решено, что восьмой «Аполлон» стартует до нового года».

 

Вот это да! В момент принятия решения о полёте «Аполлона-8» его предшественник - «Аполлон-7» якобы ещё находится на орбите. А, это значит, что ему только ещё предстоял один из самых опасных этапов космического полёта – спуск с орбиты на Землю (4 советских космонавта и 7 американских астронавтов погибнут на участке спуска). Праздновать победу, когда корабль ещё не спустился, могли только лишь те, кто сам никогда не запускал на орбиту космические корабли, и совершенно не представлял опасностей космического полёта.

Но зато никто не побоится спуститься с горы, на которую он и не поднимался! И вот, 22 октября 1968 года, всего через 35 минут после приводнения капсулы 3 «храбрых» бодряка из «Аполлона-7» уже стояли на палубе корабля «Эссекс» (илл.9б). За плечами у них якобы целых 11 суток, проведённых в невесомости. Но как бодры! Ничуть не меньше, чем их предшественники – пройдохи из «Джемини-5» и «Джемини-7».

 

Показная октябрьская эйфория с ещё незаконченной миссией «Аполлона-7», назначение на её фоне полёта «Аполлона-8» очень созвучны предыдущим махинациям НАСА. Вспомните решение НАСА от 23 апреля 1968 года, принятое всего через 19 дней после провала беспилотных испытаний ракеты. Тогда НАСА объявило, что следующий полёт состоится к Луне и с экипажем на борту. Дух аферы, авантюры и откровенного надувательства просто лезет «из всех щелей». И на этом фоне скоропалительная отставка осторожного Уэбба выглядит не так уж и странно.

В общем, Д. Уэбб в самый последний момент спрыгнул с поезда лунной аферы. Но поезд пошёл дальше без него. Так требовали пресловутые «национальные интересы» США! И они же требовали, чтобы после «Аполлона-7» бодряки из следующих «Аполлонов» пошли косяком.

 

«Аполлоны №№ 8, 9 и 10»

 

 

 

Илл.10. Бодряки из «Аполлонов» №№ 8,9 и 10

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo8/html/s69-15737.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo8/hires/s69-15737.jpg

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo9/html/s69-27920.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo9/lores/s69-27920.jpg

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo10/html/s69-36593.html и

Скопировано 15.10. 2017 

 

Экипаж «Аполлона – 8» якобы 10 раз обогнул Луну и 27 декабря 1968 года вернулся на Землю. Напомним, что при возвращении от Луны, вход в земную атмосферу осуществляется с перегрузками, почти в два раза большими (6,6g), чем при возвращении с околоземной орбиты. Но с американских «лунных героев» и многодневная невесомость, и удвоенные перегрузки при возвращении стекли, «как с гуся вода» (илл.10а).

Едва минули 2 месяца, и вот 13 марта 1969 года шагают по палубе спасательного корабля бодряки из «Аполлона-9» (илл.10б). Согласно НАСА, они только что вернулись с околоземной орбиты, где провели 10 суток.

Ещё полтора месяца, и вот уже вокруг Луны якобы кружится «Аполлон – 10» и якобы отрабатывает маневры высадки на поверхность Луны. 26 мая 1969 года ещё три бодряка якобы возвращаются на Землю, презрев всем своим бодрым видом 8 дней невесомости по пути к Луне и обратно (илл.10в).

 

«Аполлон – 11»

 

Наконец, в лунной эпопее наступает кульминационный момент. 24 июля 1969 года приводняется «Аполлон – 11», якобы совершивший первую высадку на Луне. «Астронавты» Н. Армстронг, Э. Олдрин и М. Коллинз выходят из спасательного вертолёта на палубу авианосца «Хорнет» (илл.11а). Они идут в противогазах и в изолирующих комбинезонах, потому что НАСА якобы опасается заразить землян мифическими смертоносными лунными бактериями.

М. Коллинз все 8 суток полёта якобы провёл в непрерывной невесомости, тогда как два его товарища целые сутки якобы отдыхали от невесомости на самой Луне. Однако понять, где среди идущих Коллинз, а где не Коллинз, - невозможно. Все идут одинаково бодро, не забывая по ходу приветствовать почтенную публику. Ни носилок, ни кресел для переноски их якобы ослабших тел. А зачем? Ведь, никаких нарушений в психомоторике ни у кого не видно!

Пройдя метров десять, «астронавты» скрываются в специальном фургоне – изоляторе, который тут же оцепляет наряд военной полиции (илл.11б). На этом контакты «астронавтов» со встречающей публикой, так и не начавшись, заканчиваются, потому что из изолятора не только лунная бактерия не пролезет, но и лишнее слово не вылетит.

 

 

Илл.11. Бодряки из «Аполлона-11»

а) первые «лунопроходимцы» проходят несколько метров по палубе авианосца и скрываются в изоляционном боксе;

б) президент Никсон беседует с «астронавтами» через стекло изоляционного бокса;

в) в боксе – ликующие бодряки крупным планом;

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo11/html/s69-40753.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo11/hires/s69-40753.jpg

http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/ap11-69-H-1196.jpg и http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a11/ap11-KSC-69PC-429.jpg

 

Только президент США Ричард Никсон, присутствовавший на встрече, смог побеседовать с «астронавтами» (илл.11б). Лица «астронавтов» при этом просто светились здоровьем (илл.11в). Ещё в изолятор с ними «загрузился» врач-психолог. В течение 18 дней он будет психологически готовить своих пациентов к ответственной пресс-конференции на тему «Первые люди на Луне».

 

«Аполлоны №№ 12, 13 и 14»

 

Илл.12. Бодряки из «Аполлонов» №№12, 13 и 14

http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a12/ap12-S69-22849.jpg и http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a13/ap13-KSC-70PC-0130.jpg и

http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a14/ap14-S71-19473.jpg  скопировано – 23. 8. 2017

 

24 ноября 1969 года. На илл.12а по ковровой дорожке, постеленной от спасательного вертолёта, бодро шагает экипаж «Аполлона – 12» (Ч. Конрад, А. Бин и Р. Гордон). Он якобы только что возвратился после второй американской «высадки на Луне». Р. Гордон все 10 суток полёта якобы провёл в непрерывной невесомости, тогда как два его товарища двое суток якобы отдыхали от невесомости на Луне. И опять понять, где Гордон, а где не Гордон невозможно. Все «астронавты» идут одинаково уверенно и непринуждённо.

17 апреля 1970 г. На борт авианосца «Иводзима» доставлен экипаж «Аполлона – 13» (Д. Ловелл, Д. Суиджерт и Ф. Хейс), якобы облетевший Луну (илл.12б). Все трое якобы провели 6 суток в невесомости.

9 февраля 1971 г. Из четвёртой троицы «лунных» бодряков (А. Шепард, Э. Митчелл и С. Руса) по легенде НАСА двое якобы высаживались на Луне, третий же оставался на окололунной орбите и все 9 суток провёл в невесомости. По прибытии на спасательный корабль «Новый Орлеан» (илл.12в) бодры все!

 

«Аполлон - 15». Незваный свидетель в небе над Тихим океаном

 

         7 августа 1971 г. вертолёт доставил на авианосец «Окинава» экипаж «Аполлона – 15» (Д. Скотт, Д. Ирвин и А. Уорден), якобы только что возвратившийся с Луны (илл.13а). А. Уорден, согласно легенде НАСА, не высаживался на Луне и все 12 суток провёл в невесомости. Однако, невзирая на все эти нюансы, все бодряки из А-15 прошли по ковровой дорожке одинаково достойно.

Стоит обратить внимание на человека в коричневом костюме. Это Роберт Гилрут – директор Центра пилотируемых полётов НАСА. Именно он (а не часто упоминаемый Вернер фон Браун) был «душой» и действительным организатором всех «пилотируемых» мистификаций НАСА.

 

Илл.13. а) экипаж «Аполлона – 15» якобы только что вернулся с Луны;

б) трасса рейса пассажирского авиалайнера «Токио – Сан-Фрациско»;

б) Так выглядит рутинный испытательный сброс капсулы с американского военного транспортного самолёта; 

http://www.hq.nasa.gov/office/pao/History/alsj/a15/ap15-S71-42090.jpg и [31]

скопировано – 16.10. 2017

 

С возвращением А-15 связана прелюбопытная история. Билл Кейсинг так рассказывает о ней в своей книге «Мы никогда не были на Луне»  (Comville, Az., Desert Publlication, 1981) [31]:

«Во время одного из моих ток-шоу позвонил пилот рейсового самолёта и сообщил, что он видел, как капсула «Аполлон» была сброшена с большого самолёта примерно в то время, когда астронавты должны были «вернуться» с Луны. Семь пассажиров-японцев также наблюдали этот случай».

Трасса авиарейса Токио - Сан-Франциско проходит недалеко от Гавайских островов (илл.13б), где происходило приводнение «лунных» «Аполлонов». Видимо, НАСА, подготовляя инсценировку возвращения А-15 с Луны, забыло за множеством забот про этот рейс. И пилот лайнера увидел то,  что видеть не следовало – сброс капсулы с самолёта.

            Сброс капсул с самолётов - это достаточно рутинная техническая операция. Она давно используется при отработке парашютных систем спускаемых аппаратов (илл.13в).

 

Последние лунопроходимцы: «Аполлон – 16» и  «Аполлон – 17»

 

27 апреля 1972 г., 19 декабря 1972 г. На илл.14. показано прибытие последних двух партий бодряков «с Луны» – Д.Янга, Ч. Дьюка и Т. Маттингли (А-16) и Ю. Сернана, Х. Шмитта и Р. Эванса (А-17). Бодряки они и есть бодряки!

 

Илл.14. Две последние партии бодряков, якобы прибывшие с Луны

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo16/html/s72-36262.html  и  https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo16/hires/s72-36262.jpg

https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo17/html/s72-55937.html и https://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/apollo/apollo17/hires/s72-55937.jpg

Скопировано – 16.10. 2017

 

На этом мы заканчиваем знакомство с бодряками из «Аполлонов». И вот тут мы вправе ожидать от внимательного читателя, самостоятельно изучающего историю пилотируемых космических полётов, следующий вполне закономерный вопрос: «А почему в статье ни слова не сказано о самом последнем «Аполлоне» [32]? Том самом, что в июле 1975 года совершил полёт по околоземной орбите совместно с советским кораблём «Союз-19»? Том самом, который совершил две стыковки в космосе с тем самым «Союзом»?

Автор спешит успокоить читателя. Этот совместный (а на самом деле ЯКОБЫ совместный!) полёт вовсе не включал в себя пилотируемый полёт «Аполлона». И «совместный» «Аполлон» на орбиту согласно принятому для «Аполлонов» распорядку, тоже не в космос летал. Но тема этого совместного «полёта» настолько остра и неожиданна по содержанию, что автор предпочёл посвятить ей отдельную статью [33].

 

 

 

Заключение. Американцы отстали от Юрия Гагарина на 20 лет.

1981 год – год первого американского пилотируемого полёта на околоземную орбиту.

2011 год – провал шаттлов и полное фиаско американской пилотируемой программы.

«Это провал, это стыд — то, что мы должны платить русским за такси на орбиту».

 

Сегодня НАСА прекрасно понимает разницу в воздействии невесомости в тесной кабине корабля и в просторной орбитальной станции. Но что делать, если бодрые «возвращения» липовых «астронавтов» 60 – х и 70 - х НАСА уже широко заполнили Интернет. «Вычистить» всех этих бодряков из всех уголков Интернета уже не так просто. По всему сказанному у автора сложилось такое мнение:

«Бодрые» американские «астронавты» 60 – х и начала 70 - х все дни своих «полётов» просидели на Земле.  Последняя «отсидка» состоялась в  1975 году во время «совместного» советско-американского полёта. С помощью этой аферы, подкреплённой клятвенными заверениями членов экипажа «Союза-19» о якобы имевшей место встрече на орбите,  НАСА убедило мировую общественность, что настоящий, то есть летающий в космос корабль «Аполлон» действительно существует. На этом затянувшаяся комедия с «Аполлонами» была решительно свёрнута и все «Аполлоны» после этого решительно направились в музеи. Не оставив вместо себя в космосе никого и ничего!

Советское высшее руководство тоже рассчитывало на свой политический гешефт от этой сделки, но в итоге получило то, что в русском народе называется «шиш с маслом».

 

После «совместного» полёта НАСА пять лет не объявляло ни о каких пилотируемых полётах. Наконец, 12 апреля 1981 года был запущен первый американский челнок (шаттл) с экипажем на борту (илл.15а). Вот что пишет о челноках Википедия [34]:

«Спейс Шаттл (Space Shuttle — «космический челнок») — американский многоразовый транспортный космический корабль. Подразумевалось, что шаттлы будут «сновать, как челноки» между околоземной орбитой и Землёй, доставляя грузы в обоих направлениях. Было построено пять шаттлов. Полеты осуществлялись с 1981 года по 2011 год. Планировалось, что к 1990 году будет совершаться по 24 старта в год. На практике же за 30 лет было произведено 135 пусков (4 – 5 полётов в год, то есть, в пять раз реже, чем планировалось – А.П.)».

Шаттлы долгое время осуществляли полёты на НОО – как в режиме самостоятельного полёта, так и с посещением орбитальных станций. Сначала они летали на российский «Мир», а потом - на МКС. Поэтому есть основания считать, что пилотируемые орбитальные американские полёты в действительности и начались в 1981 году. То есть ровно через 20 лет после полёта Ю. Гагарина, но никак не раньше!

Именно с шаттлами началась эра реальных пилотируемых американских полётов в космос. Длилась эта эра довольно долго – 30 лет: с 1981 года по 2011 год.

 

Илл.15. а) стартует шаттл «Дискавери»,

 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E5%E9%F1_%F8%E0%F2%F2%EB

б, в) так погибли экипажи «Челенджера» и «Колумбии» (монтаж фотографий из сети)

 

НАСА рассчитывало, что многоразовые шаттлы посрамят одноразовые корабли «Союз» и вытеснят их с «космического» поля. На самом деле, «Союзы»  и их грузовые варианты – «Прогрессы» как были, так и остались самыми надёжными и дешёвыми средствами доставки людей и грузов на МКС.

А шаттлы себя не оправдали ни экономически, ни в плане безопасности. Один взорвался вскоре после старта, другой сгорел при возвращении с орбиты (илл.15б, в). В итоге погибли 14 астронавтов.

            Советских космонавтов тоже не обошла злая судьба. В 1967 году погиб космонавт В.Комаров при спуске «Союза-1» на Землю, в 1971 году при спуске «Союза-11» погибли В. Добровольский, В. Волков и Г. Пацаев. Но, согласитесь, что 4 гораздо меньше 17. И эти 4 советские жертвы произошли в начале космической эры. А с тех пор,  в течение полувека «Союзы» ни разу не подводили. А вот американские челноки забрали свои жертвы через 32 года после последней трагедии советских космонавтов.

Смерть 14-ти американских астронавтов поставила крест на программе «Шаттл». Из пяти построенных шаттлов в строю остались три, и никто не спешил строить новые шаттлы. В 2011 году программа шаттлов была официально закрыта, и американская пилотируемая космонавтика оказалась у «разбитого корыта». Корабли «Союз» сегодня – единственное в мире средство для доставки на МКС космонавтов (включая американских) и для их возвращения на Землю. Относительная теснота полезного объёма «Союзов» сегодня никого не беспокоит. Потому что «Союз» уже давно работает лишь как своеобразное космическое такси между Землёй и МКС (за 6 часов - туда и за 3 часа – обратно).

 

            Закрыв шаттлы и не имея при этом никаких иных собственных средств для вывода человека в космос, американцы тем самым расписались в полном провале всей своей стратегии развития техники пилотируемых полётов за более чем полувековой период. А где же тот якобы прекрасный корабль «Аполлон», о котором американцы прожужжали все уши в годы лунной гонки? Самое время американцам «снять его с полки», стряхнуть пыль, подновить и … в полёт. Ведь хорошая вещь не пропадает бесследно. Тогда бы не пришлось униженно покупать у русских билет на такси до МКС. Но ушёл в небытие якобы лунный корабль «Аполлон» вместе со своей  якобы лунной ракетой. Только музейные экспозиции, рассказывают, какой он был замечательный и какие подвиги якобы совершали на нём американские «покорители» Луны. Схожая судьба, и, вряд ли, случайная.

 

Почитаем, что пишут сами американцы о своём фактическом фиаско [35].

«Американские эксперты по космическим исследованиям считают перерыв в пилотируемых полётах катастрофой.  Экс-глава НАСА (2005–2009 годы) Майк Гриффин сказал Би-би-си: «Если отбросить высокопарные политические заявления, ясно, что американская программа пилотируемых космических полётов остановлена на неопределённое время». Г-н Гриффин считает ситуацию, в которой НАСА предлагает в качестве замены шаттлам несуществующие корабли частных подрядчиков, катастрофой, от которой американская космонавтика может не оправиться никогда. Профессор Джон Логсдон, бывший директор Института космической стратегии при Университете Джорджа Вашингтона соглашается с Гриффином.— Это провал, это стыд — то, что мы должны платить русским за такси на орбиту. Мы много лет знали, что так будет, но палец о палец не ударили, чтобы переломить ситуацию. Мы сами загнали себя в угол». Мы много лет знали, что так будет, но палец о палец не ударили, чтобы переломить ситуацию. Мы сами загнали себя в угол».

Устраивает ли такое положение американцев? Конечно, нет! Но, куда деваться? НАСА само предопределило этот провал, предпочтя громкие аферы «Меркурий», «Джемини» и «Аполлон» кропотливой реальной работе над реальными кораблями.

 

Благодарности.  Автор благодарит всех своих коллег за неоценимую помощь в работе над данной статьей.

 

Ссылки:

1. А. Первушин. «Сюрпризы невесомости». http://www.e-reading.by/chapter.php/142754/104/Polden%27_XXI_vek_2010_%2302.html

2.  Н.П. Каманин. Скрытый космос (дневники). Книга четвертая. 1969–1978 гг.,

1970 год, о встрече экипажа «Союза – 9», запись от 25 июня (за 20 июня),  http://militera.lib.ru/db/kamanin_np/70.html  , удобнее именно эту запись прочитать по http://www.x-libri.ru/elib/kaman003/00000219.htm

3. Доктор психологических наук В.И.Лебедев, «Личность в экстремальных условиях». М., 1989   http://www.skitalets.ru/books/extremeconditions_lebedev/#14 Глава XIII. Возвращение в обычные условия. 1. Острые психические реакции выхода. 2. Реадаптация

4. Ю. Мухин. «АнтиАполлон», М., «Яуза», «ЭКСМО», 2005, 425 с.

5. Ральф Рене. Как NASA показало Америке Луну. 1 часть   http://selena-luna.ru/knigi-skeptikov/ralf-rene-kak-nasa-pokazalo-amerike-lunu-1-chast

2 часть    http://selena-luna.ru/knigi-skeptikov/ralf-rene-kak-nasa-pokazalo-amerike-lunu-2-chast

6. Попов А.И. «Американцы на Луне: великий прорыв или космическая афера?», М., Вече, 2009, главы 2, 19 и 25  http://www.manonmoon.ru/

7. Большой космический обман США. http://free-inform.ru/phpBB3/viewtopic.php?p=113002    и http://neprohogi.livejournal.com/2015/06/29/
8. С.М. Ерёменко. «На Луну с Божьей помощью...»
http://usa-moon.ru/

9. А.В. Кудрявец. «О прозе жизни в миссиях "Apollo"» http://andrew-vk.narod.ru/public/Apollo_FCS/fcs.html

10. Давыдов И.В.  «Триумф и трагедия советской космонавтики. Глазами испытателя»   http://epizodsspace.narod.ru/bibl/davydov/text/

       Фотографию см. в разделе ««Коррида» в кабинете генерала Берегового», http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/davydov/text/13.htm    

       Об авторе см. в разделе «Проверено на себе», http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/davydov/text/35.htm

11. Как здоровье, космонавт?   http://astronaut.ru/bookcase/books/salah02/text/18.htm

12. Константин Ранкс. «Союз ТМА»: лихачи на орбите http://slon.ru/world/soyuz_tma_likhachi_na_orbite-925707.xhtml

13. Хроника пилотируемых полетов. http://www.zabor.com/space/astronauts/dates.html

14. Фильм «Герман Титов – первый после Гагарина». https://youtu.be/sNXbmvehuYo?t=21m10s

15. http://comstol.info/2013/03/biblioteka/6102 Рассказывает Юрий Гагарин. Журнал «Отчизна», 1961 год. Ю. Гагарин: «Я видел Землю».

   Библиотека «Известий». Специальный выпуск. «Советский человек в космосе». М. «Известия», 1961, с.53

16. Интервью космонавта П.Поповича.  Записал В. Шуневич. «ФАКТЫ» (Москва - Киев) 18.07.2003

http://fakty.ua/79684-dvazhdy-geroj-sovetskogo-soyuza-letchik-kosmonavt-pavel-popovich-quot-kogda-nachalas-podgotovka-k-quot-zvezdnym-vojnam-quot-my-s-yuroj-artyuhinym-perehvatili-na-quot-salyute-3-quot-amerikanskuyu-orbitalnuyu-stanciyu-quot-skajleb-qu

17. Филипченко. «В космосе». http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/filipchenko/nad-orb/02.html

1969 год, «Союз – 7». Кто на сколько похудел? Запись от 20 октября, http://www.x-libri.ru/elib/kaman003/00000110.htm

18. В.В. Горбатко. Приземляясь, космонавты переполняются чувством радости http://viperson.ru/wind.php?ID=611025&soch=1

19. Словари и энциклопедии на Академике.  Медицинская энциклопедия   Психомоторика. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_medicine/25491/

20. Н.В. Лебедев. «Из воспоминаний ракетчика», http://www.manonmoon.ru/articles/st50.htm

21. Во славу Руси!» «Советская Чувашия» http://sovch.chuvashia.com/?p=12432

22.О космонавте А. Николаеве. http://pk42.ru/bibl/Nikolaev.htm

23. ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ ПОЛЕТУ КОСМИЧЕСКИХ КОРАБЛЕЙ «СОЮЗ-4» И «СОЮЗ-5». http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/osvoen-kosm-pr-sssr/1968-1970/03.html

24. Схемы и обитаемые объёмы сравниваемых кораблей :

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BA_(%D0%BA%D0%BE%D1%81%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BB%D1%8C)

http://i.enc-dic.com/dic/polytech/images/1804-6.jpg   http://space-horizon.ru/articles/39  http://space-horizon.ru/images/Gemini_capsule.jpg

http://www.kumanov.com/docs/feodosev/feodp217.gif   http://www.vonovke.ru/s/soyuz_kosmicheskiy_korabl_-_ustroystvo

https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E6%E5%EC%E8%ED%E8_(%EA%EE%F1%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E8%E9_%EA%EE%F0%E0%E1%EB%FC)

http://www.testpilot.ru/espace/bibl/raketostr3/1-4.html

25. Перегрузки кораблей при спуске.

а)  «Союз» (расчёт и эксперимент) - А. Сыромятников В.С., Бобков В.Н. - Космические корабли. Cтраница 7. http://unotices.com/book.php?id=123215&page=7

б)  «Джемини», «Аполлоны №7 и №9» и «лунные «Аполлоны» (только расчёт!) –  Отчет НАСА. http://history.nasa.gov/SP-4029/Apollo_18-40_Entry_Splashdown_and_Recovery.htm

26. а) NBC News Coverage of The Gemini 7 Splashdown and Recovery Part 4. Телерепортаж NBC о возвращении «Джемини – 7» (14 мин). Клип загружен в сеть 31.08.2010 г.   http://youtu.be/ZQ_TAQJKKj0?t=452

      б) Сокращённый (2 мин) видеоклип, содержащий только перемещения экипажа по палубе - http://www.youtube.com/watch?v=DoUMk9ddT6U

27. When We Left Earth - The NASA Missions  http://youtu.be/KDOLHClNTOI?t=4432 На 29.04.2016 доступ в Ю – Тубе к этому клипу заблокирован в целях соблюдения авторских прав.

28. Уээб. Отставка

http://en.wikipedia.org/wiki/James_E._Webb#NASA  Webb left NASA in October 1968, just before the first manned flight in the Apollo program.

http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_Administrators_and_Deputy_Administrators_of_NASA

James E. Webb   February 14, 1961 - October 7, 1968. То есть, имеется точная дата ухода в отставку 7 октября 1968, а Аполлон-7 стартовал 11 октября, всего через 4 дня после отставки Уэбба. 

29. Барт Сибрелл в фильме  A Funny Thing Happened on the Way to the Moon http://www.youtube.com/watch?v=xciCJfbTvE4  41:40

30. Голованов Я. «Правда о программе «Apollo». М., «Яуза» - «ЭКСМО Пресс», 2000, с. 105

31. Faked Apollo Atmosphere Re-entry from Space? By Alexander Popov PhD and Andrei Bulatov, http://www.aulis.com/apollo_fake_reentry.htm

32. «Союз»» и ««Аполлон»», ИПЛ, М., 1976, 271с. http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/soyuz-i-apollon/01.html .

33. А.И.Попов цикл статей "Полет “Союз-Аполлон”-последнее звено лунной эпопеи?”

34. Википедия. «Спейс шаттл» или «Шаттл». https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EF%E5%E9%F1_%F8%E0%F2%F2%EB

35. http://www.bazaluk.com/news/america-comprehends-the-end-of-space-shuttle-program.html Америка осмысляет окончание программы Space Shuttle Опубликовано 28 Июля 2011

36. Википедия. Международная космическая станция. (Там же про несостоявшуюся американскую станцию «Фридом») https://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%E6%E4%F3%ED%E0%F0%EE%E4%ED%E0%FF_%EA%EE%F1%EC%E8%F7%E5%F1%EA%E0%FF_%F1%F2%E0%ED%F6%E8%FF

37. Клипы про жизнь на МКС. http://www.youtube.com/watch?v=n11M9H__I18    http://metkere.com/2013/09/issroscosmos.html

 http://www.youtube.com/watch?v=WAe4IR9PEAQ&feature=player_embedded

38. http://www.youtube.com/watch?v=Ermmxc9ZfmE#t=1060

39. http://www.youtube.com/watch?v=rYdWQeViQVc#t=1369

 

Приложение. Не надо сравнивать не сравнимое!

 

Полёты в кораблях и полёты на станциях.

 

Как написано в самом начале статьи, при равной длительности полёты в кораблях переносятся по возвращении на Землю несравненно тяжелее, чем полёты на станциях. Это – экспериментальный факт! Приведена даже ориентировочная числовая оценка – тяжелее в 23 раза! Откуда берётся такая огромная разница? Да, всё очень просто!

Почему невесомость и гиподинамия – злейшие враги космонавта, совершающего полёт в тесном корабле? Потому что они лишают его тело столь необходимых ему постоянных физических нагрузок. Как бороться с этими врагами? Ответ очевиден – тело должно двигаться, тело должно получать разнообразные физические нагрузки. Для движения, прежде всего, нужно наличие свободного пространства. А его в корабле практически нет! Разнообразие физических нагрузок достигается применением различных тренажёров. А в корабле их разместить негде. Поэтому в корабле космонавты/астронавты практически ничем не защищены против невесомости и гиподинамии. Это – как работа в особо вредных условиях. И результат не заставляет себя ждать. После пяти дней, проведённых на орбите в корабле, космонавты по возвращении не могут ходить («Союз-7»), а после 18 -ти дней возвращаются в предынфарктном состоянии («Союз-9»).

 

И совсем иное дело летать на станции. В настоящее время космонавты основное время полёта проводят на просторной и хорошо оборудованной международной космической станции (МКС, илл.1).

 

Илл.1. На международной космической станции

а) МКС с пристыкованными к ней российскими кораблями – пилотируемым «Союзом» и грузовым «Прогрессом»

б)  профилактический вакуумный костюм «Чибис»; в) в кают-компании МКС; г) тренировка на велотренажёре; д) трио в нагрузочных костюмах «Пингвин»; е) на беговой дорожке

http://www.teknologeek.com/wp-content/uploads/2009/03/iss.gif

http://www.planetarium-moscow.ru/in-the-planetarium/urania-museum/about_urania_museum/detail.php?ID=2414 ПОЧЕМУ ДВА АДРЕСА?????

http://www.federalspace.ru/media/img/blog/2011_01_02_6.jpg; б) http://ok.ya1.ru/uploads/posts/2013-04/1364976382_10.jpg велотренажёр;

http://sdnnet.ru/images/uploads/p0002756.jpg бегущая дорожка;  http://yahooeu.ru/uploads/posts/2009-12/1261573101_yahooeu_ru_4.jpg вакуумный костюм «Чибис»;  http://www.electronicproducts.com/images2/Imbd_12_Nov2012.gif космонавты в нагрузочных костюмах «Пингвин».

 

 

Посмотрите на пристыкованные к МКС российские корабли «Союз» и «Прогресс» (грузовой вариант «Союза»). Какими маленькими они кажутся на фоне станции. Полезный объём МКС (916 м³ [36]) в 100 с лишним раз больше полезного объёма корабля «Союз» (8,5 м3). Несколько фотографий илл.1 показывают обстановку простора на МКС. Можно также посмотреть короткие познавательные клипы [37-39].

Поэтому гиподинамии (малоподвижного образа жизни) на МКС быть не может. А в отсутствие гиподинамии невесомость уже не так страшна для организма человека. Её «бьют» самые различные тренажёры. Благодаря большой вместимости на станции есть и спортивные тренажёры (велоэргометр, бегущая дорожка), и вакуумные костюмы «Чибис», и нагрузочные костюмы «Пингвин». Всё это в сочетании с новыми медикаментами, применяемыми на орбите, помогает современным космонавтам бороться с негативным влиянием невесомости на их здоровье и нести вахту на орбите длительностью в десятки и даже в сотни суток.

Пожелаем же удачи и здоровья современным космонавтам и астронавтам с МКС. Но, сравнивать самочувствие космонавтов 60 – х и 70 – х после их полётов в тесных «Союзах» с самочувствием тех, кто возвратился после пребывания на просторной и современной МКС, нельзя!  

 

Полёты в кораблях и полёты на шаттлах.

 

Как экипажи шаттлов переносили невесомость? Речь пойдёт только о тех шаттлах, полёт которых не предусматривал посещение орбитальной станции. Автор ниже расскажет о переписке с одним весьма информированным читателем (А. Булатовым).

Читатель:

«Я посмотрел на youtube первые посадки шаттлов. Например, в 9-й экспедиции STS-9 (also referred to as STS-41A) было 6 чел. экипажа. После посадки они ходили, слегка покачиваясь, но самостоятельно. Стартовала в ноябре 1983, длительность 10 дней. Или 10-я STS-41-B. 5 чел. Февраль 1984. 8 дней в невесомости.

Они были в космосе до 10 дней и спускались по трапу сами. Немного неуверенная походка, но не падали. А невесомость на шаттлах такая же, что и на «Джемини».

Автор: Невесомость та же, да тесноты в шаттлах нет, а, значит, нет и гиподинамии. Герметичный объём у шаттла 65,8 м3. Это в восемь раз больше, чем в «Союзе», и всего на 20% меньше рабочего объёма советской станции первого поколения «Салют -7». А раз есть свободное место, то, значит, туда можно поставить тренажёры. И они там есть (илл.2). Перегрузки при спуске шаттлов в два с лишним раза меньше, чем при спуске кораблей [34]. А это резко смягчает шоковое воздействие перегрузок при спуске на Землю.

Илл.2. Астронавты на тренажёре «беговая дорожка», расположенном на средней палубе шаттла «Колумбия».

http://science.howstuffworks.com/exercise-in-space2.htm и http://science.howstuffworks.com/exercise-in-space1.htm

 

            Таким образом, сравнивать самочувствие экипажей после их возвращения на шаттлах с одной стороны и на кораблях с другой стороны никак нельзя! Потому что условия пребывания космонавтов на орбите и условия их возвращения на Землю радикально отличаются в пользу шаттлов.

 

 

 

      26 октября 2017 г., доктор физико - математических наук Попов А.И.